Григорий Балыхин: "Каждый вуз сам выберет форму приемных экзаменов"
Опубликовано 06 сентября 2005Новый учебный год начался. Что ожидает наше образование: повысят ли зарплаты учителям, узаконят ли Единый госэкзамен, все ли вузы перейдут на двухуровневую систему? Об этом и многом другом с руководителем Федерального агентства по образованию Григорием Балыхиным беседует обозреватель Наталья Иванова-Гладильщикова.
известия: Какова реальная перспектива Единого экзамена с учетом мощного потока критики в адрес эксперимента?
Григорий Балыхин: Подход Министерства образования и науки такой: ЕГЭ как идея, как форма всероссийской итоговой аттестации выпускников школ правильная. Если в прошлом году в эксперименте участвовало 47 регионов, то в этом уже 78. Из 1,3 млн выпускников примерно 870 тысяч сдавали ЕГЭ. Конечно, ЕГЭ нужно продолжать совершенствовать, шлифовать его организацию. Уже подготовлен законопроект о введении ЕГЭ.
известия: Я знаю, что рассмотрение этот законопроекта отложено.
Балыхин: Оно задерживается из-за критики, высказанной на обсуждении закона на заседании Союза ректоров России. Всем известна позиция ректора МГУ Виктора Садовничего. Эта позиция разделяется и Минобрнауки, и Федеральным агентством по образованию. ЕГЭ не должен быть единственной формой итоговой аттестации выпускников и единственной формой приема в вузы. Возможны и традиционные экзамены в вузах (после получения аттестата), и олимпиады. Любой вуз сможет выбрать для себя форму приемных экзаменов. Предполагается, что так и будет прописано в законопроекте о ЕГЭ. Думаю, он будет вынесен на осеннюю сессию.
известия: Осталась ли актуальной идея ГИФО (Государственных именных финансовых обязательств), которая была крепко привязана к ЕГЭ (сколько баллов по ЕГЭ "заработал" выпускник, столько денег последуют в выбранный им вуз; остальное доплатят родители)?
Балыхин: Я впервые об этом скажу: ГИФО не сочетаются с ЕГЭ. В узком формате (в Якутии, Чувашии, Марий Эл и Мордовии) мы проводили эксперимент по ГИФО. В этом году его уже не было. Вместо этого мы проводим эксперимент по нормативно-подушевому финансированию, возвратным субсидиям (получив образование, нужно отработать 3-5 лет по специальности или субсидию возвратить), целевому приему в вузы (из областных бюджетов выделяются средства на подготовку врачей, учителей - с последующей отработкой); по размещению госзадания. То есть по новым механизмам финансирования высшего и среднего профобразования. Получив образование, многие педагоги не идут работать в школу. Сегодня не хватает 50 тысяч учителей, это 2-3% от всего учительства.
После проведения эксперимента мы посмотрим, какие из механизмов окажутся самыми эффективными. Средства выделяются из Федеральной целевой программы развития образования на 2 года. Но здесь вся проблема в Минюсте. Нужны изменения в законодательстве. Как обязать человека, чтобы он, получив деньги на образование (в случае если он не отработал по специальности), потом их вернул? Кому их возвращать? Как изъять эти деньги? Налоговики сказали: есть ИНН и деньги всегда можно получить. Может быть, это и есть путь...
известия: А может, нужно просто увеличить зарплаты учителям?
Балыхин: Зарплаты будут увеличены до 2008 года. Проблема в том, что после разделения полномочий в 2003 году решения о повышении зарплат принимаются на федеральном уровне. Так, повышение зарплат с 1 сентября на 11% принято по вузам, техникумам и ПТУ, находящимся на федеральном бюджете. А регионы должны повышать зарплаты работникам образования за счет своих средств. Если у региона есть деньги - он повышает зарплату.
известия: А если нет, то не повышает... Получается, что нет механизма, который бы позволил повысить зарплаты всем работникам образования по стране.
Балыхин: От этого механизма просто отказались, поскольку разделили полномочия и повысили ответственность субъектов федерации. При этом все зависит от руководителя региона: я был на конференции в Оренбурге. У них в бюджете области 37% составляет доля расходов на образование. Губернатор понимает важность образования. Должна быть мотивация и заинтересованность.
известия: С этого года образование переходит на нормативно-подушевое финансирование. Для чего это делается?
Балыхин: При нормативно-подушевом финансировании деньги следуют за учеником и определяется не "стоимость" учреждения в целом, а "стоимость" каждого учащегося. В школе уже с 2003 года зарплата и расходы на учебный процесс финансируются из бюджетов субъектов РФ. Идет расчет субвенций по нормативам. Норматив мы разрабатываем совместно с Минфином и направляем в регионы как ориентир. С учетом того, городская это школа или сельская.
известия: А можно назвать суммы этих нормативов?
Балыхин: Пока они мизерные. В прошлом году делался расчет: 9 тысяч в год на ученика сельской школы, около 8 - поселковой и около 6 тысяч - на ученика городской школы. Это субвенция на финансирование зарплаты и обеспечение учебного процесса - без содержания здания, коммуналки и оборудования. Сейчас идет согласование этих нормативов на одного учащегося. Мы считаем, что субвенции не должны рассчитываться в целом по субъекту РФ, а учитывать специфику района. Это уже делается в Тюменской области. У каждого района - свой коэффициент.
известия: Насколько решен вопрос о переходе на двухуровневую систему "бакалавриат-магистратура"?
Балыхин: Сейчас в концепции Приоритетных направлений развития образования прописано, что наравне с бакалавриатом и магистратурой по отдельным специальностям будет и специалитет. Это медицина, ряд технических, инженерных специальностей (по ним нужно будет учиться 5-6 лет). Их перечень разрабатывается министерством. После этого он будет утверждаться правительством.
По материаллам сайта Rambler mass media.