Реформа образования становится важнейшей политической реформой в стране
Опубликовано 06 сентября 2005Реформа образования становится важнейшей политической реформой в стране. Она определит - состоится ли оранжевая революция в России и как широка будет социальная база для терроризма на Кавказе.
На наших глазах происходит стремительная политизация молодежи. Одновременно разные политически силы разворачивают подготовку к реализации технологии оранжевой революции в России. Попытка оранжевой революции становится совершенно неизбежной: сначала на выборах в Московскую думу, потом - Госдуму, потом - на президентских выборах. От политической позиции молодежи на московских площадях будет зависеть, кому будет принадлежать власть в России после 2008. Молодежь поддержит те политически силы, которые поддерживают развитие образования, а в будущих политических схватках будут участвовать прежде всего студенты - настоящие и бывшие (ставшие молодыми специалистами). Законом о монетизации рыночные фундаменталисты (определение Джорджа Сороса для идеологии нашего правительства) уже напугали пенсионеров, законом об образовании они выгонят молодежь на улицы. Молодежь выступит против того, кто попытается украсть у нее возможность получить полноценное образование.
И в этих условиях разворачивающихся молодежных движений кто-то предлагает социал-дарвинистский подход: сократить бесплатное образование и сделать высшее образование элитным. Следующим шагом станет предложение запретить высшее образование для граждан России! Но править Россией, как и любой другой страной, будут образованные люди. Если мы не обеспечим образование в России, в нее - страну необразованных дураков - приедут граждане других стран и займут здесь ведущие позиции: глобализация обеспечит возможности для этого. Такое правительство своей социал-дарвинисткой политикой чистого рынка в отношении образования ведет дело к потере независимости России и превращению граждан России в людей второго сорта в своей собственной стране.
То, что учителя получают гроши, а система образования разваливается, открывает в России дорогу радикальным тоталитарным идеологиям. На Кавказе то, что молодежь не имеет возможности получать полноценное светское образование, толкает ее в террористические сети. Создайте еще больше барьеров для получения образования на Северном Кавказе - и вы получите еще большое терактов и возможный взрыв Кавказа. За социал-дарвинистский и чисто рыночный подход к образованию рыночные фундаменталисты получат благодарность от фундаменталистов исламских, которые с удовольствием подберут себе брошенную молодежь. Взрывы в кавказских городах сметут недальновидное правительство.
Поэтому необходимо опровержение мифов о реформе образования.
Миф первый: "высшее образование готовит элиту страны".
Это все осталось в прошлом, сегодня высшее образование - не гарантия входа в элиту, а условие любой нормальной карьеры. Поэтому всеобщее высшее образование становится нормой во всех развитых странах. Попытка сделать высшее образование элитарным свидетельствует о маргинальности нашей консервативной мысли, о том, что она находится в идеалах 19 века и не способна предложить обществу проект развития страны в 21 веке.
Миф второй: "сделать образование рынком - это единственный путь обеспечить инвестиции в него".
Доминирующая группа сначала выдвинула проект в старых традициях: жесткий рынок. В этом она оторвалась от большинства населения, потому что население России ориентировано не индивидуалистически, а коллективистки. Поэтому реформы образования, если они пойдут по идеологии рыночного фундаментализма, постигнет такая же судьба, как и большинство остальных - население не хочет такого, не готово к этому, будет ненавидеть организаторов реформы, которые сделаны для абстрактных идей, а не для наших людей с их конкретными установками, культурой. Все провалится, а следующий менеджер в лице премьера или президента будет вынужден все серьезно менять, трансформировать реформу для живых людей.
Миф третий (противников правительства): "российское образование лучшее в мире. Вы, реформаторы, если хотите что-то реформировать, займитесь тем, что плохо работает".
"Российское образование самое лучшее" - это утверждение, верное 40 и 30 лет назад, но сегодня в этом уже есть сомнения. Качество образования стремительно падает, это фиксируют международные рейтинги. А качество образования в других странах растет. Кроме того, новая экономика требует значительно более развитой системы образования. Поэтому реформа образования в России необходима. Now!
Миф четвертый (противников правительства): "власти как всегда готовят народу какую-то гадость".
Подготовка к реформе идет правильно: публично обсуждаются все главные предложения на всех стадиях, широко подключена общественность в самых разных формах. Пора переходить к принятию решений. Мешает то, что позиции часто слишком отличаются друг от друга идеологически. Широкая общественность уже запуталась: что обсуждается, что уже внедряется, а что уже отклонено. В этих условиях идущая дискуссия легко может оказаться в руках лоббистских групп: предметных лобби, чиновничьих группировок. Надо вернуть дискуссию на почву, где своя позиция есть у большинства граждан.
Миф пятый: "надо обеспечить комплексную широкую реформу".
Реформа образования касается примерно 50 миллионов человек, проводить ее надо не так, как реформу по монетизации - все сразу и без подготовки. Главный принцип - нельзя все сразу, как, например, нельзя одновременно, чтобы в семье ребенок поступил в университет, делался ремонт, покупалась дача, и продавалась старая - покупалась новая машина. Половина из этого будет завалена, нужно делать эти дела по очереди. Есть несколько линий преобразований, и они должны быть проведены не одновременно:
- изменение экономических, законодательных и административных механизмов (ГИФО, ЕГЭ);
- изменение содержания программ, которые должны стать более современными;
- участие в "болонском" процессе, интеграция российского образования в мировое и европейское.
Их надо делать по очереди, одно за другим.
Миф шестой: "специалисты разработают хорошую реформу".
Необходима не реформа как красивый проект для эстетических чувств разработчиков, а преобразование, вписанное в общество, понятое и поддержанное им. Нужно опираться на то, что большинство в обществе считает приемлемым и правильным. Реформа должна идти не только открыто (это уже делается и это очень хорошо!), но и опираться на общественное мнение. Ведь реализована она должна быть миллионами людей. "Война - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее генералам".
Кроме этого, общественное мнение выделяет еще две задачи, которые можно считать срочными:
- увеличение доходов учителей и преподавателей;
- закрытие многих региональных филиалов и других "шарашкиных контор", занимающихся не продажей образования, а продажей дипломов.
В этой связи предлагается следующая очередность реформ в образовании:
- резкое, одномоментное повышение зарплаты учителям и преподавателям, примерно в 4-5 раз. Это отчасти компенсирует то отставание в их доходах, которое накапливалось в течение 14 лет, повысит их статус, оздоровит атмосферу, будет встречено с пониманием общественным мнением. Ввиду того, что это немного человек и базовый уровень их доходов очень низок, то это не будет иметь никаких инфляционных издержек.
- резкое усиление контроля над образованием, закрытие примерно 10% учреждений, пресечение практики продажи дипломов.
- евро-интеграция - преобразования по болонской модели. Она возможна только после повышения доходов, так как она усиливает позиции студента, но ослабляет преподавателя.
- изменение содержания программ, это будет встречено с пониманием общественным мнением, так как программы явно отстали.
- изменение экономических механизмов после региональных экспериментов, которые уже идут.
Миф седьмой (противников правительства): "образование должно остаться бесплатным".
Образование не может быть только бесплатным, так как это означает, что деньги идут только государственные, но не идут частные и от бизнеса.
Система образования должна быть устроена так, чтобы она получала от государства максимум, что государство может дать, а кроме этого, дополнительно - получала средства из бюджетов семейных (частные) и корпоративных (бизнес).
Миф восьмой : "правительство уделяет недостаточно внимания образованию".
Этот миф - чистая правда, отношение правительства, точнее, его экономического блока к образованию - преступление перед нацией.
Можно считать доказанным фактом, что именно образование сегодня является важнейшим ресурсом и для человека, и для страны. Вложения в образование должны рассматриваться не как траты, а как инвестиции. Учителя искусственно брошены в нищету и коррупцию.
Государство, страна в целом, заинтересовано в том, чтобы максимальное количество людей получило максимальное образование. Это образование решает несколько проблем:
- создает спрос на квалифицированный труд и тем самым способствует экономическому росту;
- повышает уровень социализированности в обществе и тем самым социальную и политическую стабильность в ее широком понимании;
- снижает маргинальность в обществе и тем самым снижает преступность и уменьшает угрозу терроризма;
- дает людям шанс реализоваться в жизни.
Поэтому государство должно в своих интересах максимально вкладывать ресурсы в образование. Государство должно давать каждому деньги на образование не потому только, что этого требует социальная справедливость, а прежде всего потому, что это выгодно стране. Государство должно субсидировать и заказывать системе образования не только тех специалистов, в которых нуждается собственно государство, но тех, в которых нуждается страна, в том числе частный сектор (который сейчас не имеет стратегического планирования и поэтому не может быть серьезным игроком в системе образования). Государство должно заказывать системе образования и гражданина - человека, способного к демократии, конкуренции и внутри страны и на глобальных рынках.
Социал-дарвинистский подход к образованию уводит ресурсы из образования, обрекает нацию на недоученность, в конце концов все кончится тем, что власть в России будет захвачена другими людьми - не россиянами, которые получили образование в других странах, - тех, где элита не любуется на свою исключительность, а ведет нацию вперед. Сегодня идти вперед значит - получать образование. Это знает каждый россиянин, поэтому в стране такой бум частных семейных инвестиций в сферу образования. Российская элита не хочет этого видеть. Отсутствие реформы образования приводит к тому, что львиная доля этих денег идет проходимцам, которые берут деньги не за образование, а за допуск к нему (система взяток и репетиторства) и за корочки диплома (система филиалов). Российская элита не ведет страну вперед, а тормозит развитие страны. Российская элита приведет все к тому, что Россия потеряет свой суверенитет в кадровом вопросе, ей потребуется импортировать квалифицированных менеджеров для управления страной во всех сферах.
Надо стремиться к тому, чтобы через 15 лет в России была примерно такая структура занятости: граждане России, принадлежащие к ее базовой, русскоязычной культуре, занимают все высокооплачиваемые места, требующие образования, и контролируют все институты. А иммигранты, а таких России, видимо, потребуется через 15 лет немало, возможно, десятки миллионов, заняты в сфере неквалифицированного труда. Как в любой европейской стране.
То есть, современным гражданам России, обучающимися сейчас в школе, должна быть предложена такая структура знаний/квалификации, которая примерно соответствует не всей будущей структуре занятости, а только ее верхней части.
После повышения зарплаты педагогам первая задача - изменение структуры предметов в школе.
Важно перейти от подготовки инженеров к другим целям:
- создание общего культурного и социального пространства в стране. С этой точки зрения обучение должно быть более унифицированным: везде нужен базовый учебник, который должен утверждаться профильным комитетом парламента и который должен обеспечить единство языка нации и ее базовых ценностей.
- Функциональная грамотность - способность успешно жить в современном мире. Выпускник школы должен знать и компьютер, и что такое рынок жилья. Что такое рынок работы. Как выезжать за границу.
- Общественное развитие. Выпускник школы должен быть гражданином, способным участвовать в выборах и других политических институтах современного общества. Воспитание нравственной личности, способной жить в обществе.
- Базовые знания по основным предметам плюс профориентация (инженер, менеджер, врач) для дальнейшего получения работы.
- Умение учиться.
- Здоровье нации, способность быть здоровым, создать семью, вырастить детей.
Наша система образования последние 15 лет развивалась по американскому пути: полная свобода частной инициативы. Результат получился американский в бедном варианте - граждане покупают много товаров, но низкого качества. США - великая и богатая страна, но система образования у них хуже европейской, поэтому большинство американских нобелевских лауреатов получили образование в Европе. Если мы пойдем по этому пути дальше, но наша система образования станет не как в Северной Америке, а как в Латинской Америке и через 15 лет нами будут править иностранцы, - и не американцы, а соседи, вкладывающие деньги в образование через государство: китайцы, казахи и турки.
Сергей Марков.