Поволжский Образовательный Портал

Почему вузы поднимают плату за обучение?

Опубликовано 12 сентября 2005

Продолжаем публиковать ответы министра образования и науки Андрея ФУРСЕНКО на вопросы читателей "КП" (первая часть ответов вышла 1 сентября) Верните детство!

- Екатеринбург, Семенова. Сын, кроме общеобразовательной школы, учится в музыкальной. В общеобразовательной постоянно меняют время занятий, переносят уроки на другую смену. И еще назначают посещение факультативов. Приходится бросать кружки и другие школы. Как быть?

- Собрать родительское собрание, позвать завуча, который ответствен за составление расписания, пригласить медиков из санэпиднадзора, обслуживающих ваш район. Есть санитарные нормы, в которых строго определено, сколько уроков должно быть у ребят разного возраста, в какую смену они должны учиться. Проанализируйте, насколько расписание ошибочно.

А факультатив на то и факультатив, что он не обязателен!

- У нас в Великих Луках в прошлом году у ребенка в 8-м классе было по восемь уроков. И почти не велась химия, педагог болел. Программа не пройдена. Можно ли заставить директора сменить педагога и уплотнить изучение предмета в этом году?

- Сомневаюсь, что есть правовые основы сменить педагога: больничный есть больничный. Но администрация школы обязана найти возможность больного учителя заменить другим специалистом. Если не могли сами, должны были обратиться в районный отдел образования.

А за счет часов школьного компонента вы можете в этом году наверстать пропуски по предметам. Это решается родительским собранием. Что касается нулевых и восьмых уроков... Нулевые уроки вообще врачами-физиологами, которые занимаются здоровьем детей, не рекомендуются. Ну а восьмые уроки запрещены санитарными нормами.

- Макарова Елена, Москва. Моя дочь, ученица 10-го класса, хочет уйти в экстернат. Какие документы для этого нужны и что делать, если нам будет отказано в таком виде обучения?

- Для зачисления в экстернат необходимо: заявление от имени родителей руководителю школы о том, что вы хотите государственную (итоговую) аттестацию проходить в качестве экстерна; документ, подтверждающий освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в школе, документ об основном общем образовании.

Объяснять директору причину такого выбора не обязательно. Только учтите: в экстернате есть риск бессистемного образования. Родители в этом случае берут на себя большую ответственность за качество образования детей. Так что стоит предварительно проконсультироваться с педагогами, психологами, врачами.

- Это Петр Николаевич, Бурятия. Почему в разных регионах России в школах учатся по разным программам? К чему такое разнообразие учебников?

- Потому что Закон "Об образовании", принятый в 1992 году, разрешил такую суперсвободу в выборе программ и учебников. И получилось: кто в лес, кто по дрова. Поэтому сегодня принято новое положение об экспертизе учебников. Ее проводят эксперты из Российской академии наук и Академии образования. Уже очень большой процент рукописей учебников был отсеян - они содержали фактические ошибки. И мы надеемся, что новая, более жесткая процедура экспертизы улучшит их качество. А количество учебников, естественно, станет меньше.

Нужен ли ЕГЭ?

- Профессор вуза Владимир Иосифович. Господин министр, когда вы предлагаете закончить бесперспективный эксперимент с введением ЕГЭ?

- Идея единой для всей России системы проверки качества-идея правильная. И мы ее будем реализовывать. Но не только через ЕГЭ. Есть и другие инструменты - например, развитие системы всероссийских олимпиад.

- А что ждать выпускникам 2006 года?

- В сентябре - октябре мы проведем большое совещание по ЕГЭ и решим, как двигаться дальше. Но единым приказом для всех регионов ЕГЭ вводить не будем. На местах сами решат, нужно ли им это. Нам важно учесть ошибки этого года. Результат, полученный этим летом, заставляет усомниться в полной объективности подхода к проверке знаний в ряде регионов.

- Игорь Матвеев. Я в этом году окончил школу, сдал ЕГЭ, хотел разослать его результаты в вузы соседних регионов. Но, позвонив в приемные комиссии, я узнал, что по почте результаты ЕГЭ они не принимают и требуют написать заявление на бланке самого вуза. Зачем тогда нам говорят, что можно поступать в вузы в разных регионов?

- Если вузы участвовали в эксперименте по ЕГЭ, они обязаны были принять документы по почте. Здесь явное нарушение. Чтобы все выяснить, нам нужны названия вузов. Пришлите. Адрес: Москва, 101990, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.

- Студент второго курса Семин. Почему в вузах нет прозрачности, чтобы каждый поступающий смог оценить свои шансы?

- Это вопрос полностью решается при введении ЕГЭ. В этом случае каждый из абитуриентов в приемной комиссии сможет посмотреть свой рейтинг.

Дайте учителям денег!

- Савельева. Господин министр, когда у учителя будет действительно достойная жизнь? Я почти 30 лет проработала в школе в Туапсе.Нам город доплачивает по 100 рублей к окладу. Всего получается 2700 рублей. Это просто унизительно!

- Я думаю, что до начала 2008 года нам удастся повысить зарплату работникам образования в полтора раза, а если точнее, это 1,89. Но нужно искать и другие источники повышения зарплаты.

Пора переходить на отраслевую систему оплаты труда, как сделано, например, в Тюменской области. Там реальную зарплату учителей - то есть с учетом инфляции - уже повысили в полтора раза. Вы правильно говорите: низкий социальный статус учителя - это наша боль и наш позор. Мы будем стараться вам помочь...

- Рахматулин. Татарстан. Разве можно студентам платить такую маленькую стипендию?

- С 1 апреля по поручению президента мы повысили стипендию студентам на 100 рублей. И с 1 сентября - еще на 100 рублей повышаем. Базовая стипендия теперь 600 рублей.

- Это же копейки!

- С 2003 года введена еще социальная стипендия. Студент, который хорошо учится и является нуждающимся, из малообеспеченной семьи, может получать еще столько же. В общей сложности такая категория студентов будет получать 1,5 тысячи рублей. А с 1 сентября повышена зарплата преподавателей. Пока ненамного - на 11 процентов.

Пора проверять вузы - Доцент, кандидат наук Наталья Лавочкина. Когда вуз аттестовывают, он предоставляет материалы о себе. А кто проверяет их достоверность? Ведь под видом вузовских преподавателей в институте могут работать и педагоги из училищ, и вообще люди с улицы!

- Проверяет комиссия. Если в материалах оказываются недостоверные сведения, вуз или его филиал может лишиться лицензии.

- А если жалуются люди?

- Рособрнадзор может направить внеплановую комиссию. А по плану проверка вуза проводится раз в пять лет.

- Владимир Щербаков. Не секрет, что качество образования не всегда определяется наличием у вуза кандидатов и докторов наук. Тем не менее в показателях оценки вузов эти параметры одни из главных...

- Противоречия я здесь не вижу. По нормативу в вузе требуется, чтобы максимум 60 процентов преподавателей были кандидатам наук и 10 процентов - докторами наук. Почему? Сами посудите. Учить студентов должны преподаватели, обладающие высшей квалификацией, то есть те, кто занимался наукой. Особенно это важно для университетов.

- Студенты Российского государственного медуниверситета. В библиотеке нам выдают бесплатные учебники. Но учиться заставляют по методичкам, которые выпускают преподаватели кафедр. Каждая стоит 300 рублей! И ни одному еще не выдали чеков...

- По лицензионным нормативам требуется, чтобы в библиотеке вуза были все учебники по дисциплинам учебного плана. То есть студент должен прийти и взять этот учебник хотя бы для того, чтобы поработать с ним в читальном зале. А дополнительные учебники предлагается покупать. Это общая практика.

- А то, что преподаватели продают свои методички...

- Методички должны быть на кафедре! Если студент хочет иметь эту методичку не в методкабинете, а у себя дома на столе, то, вероятно, вуз имеет право их продавать. Но, конечно, 300 рублей... Я дам поручение Рособрнадзору проверить ваш вуз и особое внимание обратить на своеобразный способ зарабатывания денег преподавателями.

- Соколова Маргарита Владимировна. Моя дочь окончила 1-й курс Шахтинского филиала Южно-Российского государственного технического университета. По договору стоимость обучения составляла 18 тысяч рублей. А сейчас институт повысил плату за обучение на 5400 рублей. Имеет ли право учебное заведение повышать оплату?

- Это должно определяться договором между поступающим или его законным представителем, если он еще несовершеннолетний, и высшим учебным заведением. Если в договоре прописаны изменения оплаты в зависимости от каких-то условий, значит, вуз имеет право менять. Изменение условий договора должны быть прописаны в самом договоре. Если нарушается договор, то можно обратиться в суд.

- Назарова Татьяна Михайловна, Казань. Сын отучился на "отлично" в государственном вузе на платном отделении. Имеются ли у него привилегии для перевода на бюджетное отделение?

- Это решает ученый совет вуза. Везде устанавливаются свои правила. Только ученый совет может решить, при каких условиях студент может быть переведен на бюджетную форму обучения. Первое условие - это наличие свободных бюджетных мест.

- Здравствуйте, это Валентина Ивановна Пантелеева, Смоленск. Сейчас практически невозможно перевестись с бюджетного отделения одного вуза на бюджетное другого. Говорят: бюджетных мест нет. И предлагают платные.

- Так не должно быть. Необходимо согласие ректора, откуда переводится студент, и ректора, куда он хочет перевестись. Затем вы обращаетесь к нам, в Рособразование - Москва, Люсиновская ул., 52. Мы принимаем решение и при необходимости выделяем дополнительное бюджетное место.

По материаллам газеты Комсомольская правда.

 

Другие матералы рубрики: