Андрей Фурсенко: необходимо поднимать статус учителя
Опубликовано 14 сентября 2005Одним из важнейших национальных приоритетов президент Путин назвал развитие образования. Речь идет о повышении качества преподавания в школах, улучшении материального положения учителей и существенном увеличении зарплат научных работников. Все это уже с нового года. В гостях у программы "Вести. Подробности" - министр образования и науки Андрей Фурсенко.
- Андрей Александрович, итак, положение российских школ и российских учителей существенно улучшится уже с будущего года. Каким образом, о чем идет речь?
- Существенно. Положение будет улучшаться, но сразу могу сказать: еще достаточно долго мы будем чувствовать, что учителя должны получать больше. Теперь о тех шагах, которые предполагаются в ближайшее время. Это помимо роста зарплат, что относится ко всем бюджетникам. Известно, что сказал президент: за три года зарплаты должны вырасти в полтора раза в реальном выражении. Так вот, в ближайшее время планируется, во-первых, установить специальные доплаты за классное руководство. Это деньги, которые должны пойти учителям, занимающимся воспитательной работой. Деньги, которые, по-видимому, не должны зависеть от базовой зарплаты, чтобы одинаково доплачивали и молодым учителям, и учителям со стажем, которые имеют большую зарплату и по сегодняшним правилам, соответственно, большую надбавку за классное руководство. Это первая группа мер. Вторая. С этого года мы начинаем переходить на нормативное финансирование, то есть деньги должны идти за учеником. Также это переход на отраслевую систему оплаты труда. То есть, такую систему, при которой зарплата не должна быть привязана к единой тарифной сетке. Это позволит внутри школ, в регионах более рационально использовать средства, которые есть у учителей. Кроме этого, существенные средства предполагается направить на улучшение технического состояния школ. В будущем году предполагается выделить три тысячи грантов для трех тысяч школ на улучшение технического состояния. Каждый грант будет по миллиону рублей. Это позволит улучшить ситуацию с кабинетами, классами, снабжением литературой. Для учителя ведь важна не только зарплата. Важно и то, в каких условиях он учит ребят, и какие методические пособия у него есть. Насколько его класс обеспечен учебниками.
- Но как будут отбираться эти три тысячи школ, которые смогут получить гранты? Это будут школы, которые находятся в самом худшем состоянии, или наоборот?
- Во-первых, предложенные меры ни в коем случае не отменяют ту работу, которая уже сейчас ведется в регионах. Вы знаете, что в этом году было построено 450 новых школ. В ряд школ проведены ремонты. Вся эта работа будет продолжаться. Но при этом, мы считаем, что необходимо поддержать лидеров. Необходимо поддержать те школы, которые обеспечивают лучшее преподавание. Которые готовы на те изменения, которые позволят лучшим учить наших ребят. Я имею в виду введение таких институтов, как, например, наблюдательные советы в школах. Когда общественность привлекается к контролю за качеством образования. Когда школы применяют новые технологии. Дальше. Очень важна информационная поддержка. За эти три года не менее 20 тысяч школ должны быть подключены к Интернету.
- То есть, это треть примерно?
- Это чуть больше трети. И с учетом того, количества школ, которые уже подключены к Интернету, мы считаем, что к 2008 году можно будет осуществить это более чем в половине школ. При этом одновременно создаются специальные методические пособия, которые позволят более активно работать с информационным ресурсом. Чтобы Интернет не использовался как просто электронная почта или инструмент для просмотра.
- Для тех или иных развлечений.
- Ну и кроме этого, крайне важно поднимать статус учителя. Вы знаете, что сегодня в России проводится ряд конкурсов. Конкурс на лучшую школу, на лучшего учителя года. В конце текущей недели будут подведены итоги конкурса на лучшего учителя года в Калининграде. Но президент предложил выделять ежегодно 10 тысяч грантов, и достаточно больших грантов - по 100 тысяч рублей, - лучшим учителям. Мы уже провели переговоры с рядом губернаторов. Они сказали, что они поддержат эту инициативу, и аналогичные гранты будут предлагать у себя в регионах. То есть дело не ограничится десятью тысячами учителей.
- То есть будут президентские гранты и губернаторские гранты?
- Да. И очень важно, каким образом будет вестись отбор этих учителей. Я хочу сказать, что некоторые подходы к этому уже есть. Вот, например, звание "Лучший учитель года", которое я уже упоминал. Мы планируем сделать таким образом. На основе тех материалов, которые уже имеются, мы прорабатываем предложения, как будут отбираться эти учителя. Примерно в течение месяца предложения будут сформулированы, и мы предложим их для общественного обсуждения. Повесим их на наш сайт - сайт министерства. И в течение трех-четырех недель будем просить всех делать встречные предложения, высказывать свои замечания с тем, чтобы с учетом всех замечаний и предложений процедура конкурсов была максимально прозрачна и максимально учитывала именно качество преподавания этих учителей.
По материаллам сайта Rambler mass media.