Образование: чего нам ждать от законодателей в осеннюю сессию
Опубликовано 16 сентября 2005В Государственной думе началась осенняя сессия. За этот период депутаты намерены рассмотреть девять законопроектов, касающихся образования. Что это за документы и каковы перспективы их рассмотрения?
Сегодня мы публикуем список этих законопроектов с комментариями заместителя руководителя аппарата Комитета по образованию и науке Владимира ЕФИМОВА.
О внесении дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части внеконкурсного поступления в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования)
Законопроект, подготовленный Советом Федерации, предусматривает льготы при поступлении в вузы для победителей региональных олимпиад. Категория этих новых льготников будет не так уж велика. Далеко не все из них поступают на специальности, профиль которых совпадает с олимпиадой (например, олимпиада по математике – технический вуз).
В этом году, по данным Минобрнауки, по результатам региональных предметных олимпиад на соответствующие специальности в вузы поступили только 22 человека. Остальные выбрали другой профиль. Так что мы не видим особых проблем с этим документом, его можно было бы принять и раньше.
О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части нормативного регламентирования процесса воспитания в государственных, муниципальных образовательных учреждениях (организациях), имеющих право деятельности на территории Российской Федерации)
Данный законопроект разработан Законодательным собранием Республики Карелии. Авторы предлагают дополнить статьи Закона «Об образовании» поправками, связанными с развитием воспитательного процесса. Однако эта законодательная инициатива представляется нам избыточной, в Законе «Об образовании» четко сказано, что воспитание является частью образовательного процесса.
О внесении изменений в статьи 28 и 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в статью 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (расширение перечня вопросов, относящихся к компетенции Российской Федерации и к компетенции субъектов Российской Федерации в части распределения выпускников государственных образовательных учреждений профессионального образования)
Этот законопроект внесен членом Совета Федерации А.В. Артюховым. Цель документа – установить ответственность вузов за трудоустройство выпускников по специальности. Фактически это воплощение в жизнь советской идеи обязательного распределения. Правда, пока еще не подкрепленное механизмом возвратных субсидий.
Комитет этот законопроект поддерживает.
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения реализации конституционного права граждан на получение высшего образования в муниципальном образовательном учреждении
Цель законопроекта – восстановить статус муниципальных вузов. 122-м законом были внесены поправки в Закон «Об образовании», после которых в нем остался только термин «федеральные государственные вузы». Региональные вузы сохраняются до 1 января 2007 года. А затем нужно будет принять решение: остаются ли они в ведении субъекта РФ или будут переданы на федеральный уровень.
А как быть с муниципальными? В период рассмотрения 122-го закона наш комитет вносил соответствующие поправки, но они не были учтены в полном объеме. Пока официального отзыва правительства на этот законопроект не поступало, но, по всей видимости, он пройдет без проблем.
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Этот законопроект касается создания государственной системы контроля, качества и надзора в сфере образования. Напомню, что Законом «О высшем и послевузовском образовании» предусмотрена ГАС – государственная аттестационная служба. Но поскольку организация такой структуры была бы слишком затратной, решили пойти по другому пути.
У нас сейчас действует Федеральная служба по надзору в сфере образования. Органы управления образованием на местах имеют в своем составе службы по контролю за качеством образования. Это реально действующая разветвленная структура, и для ее создания не потребуется дополнительных затрат.
И вторая идея законопроекта – упрощение процедуры государственного признания вузов. Сейчас вузы должны проходить и лицензирование, и аттестацию, и аккредитацию. Эта система настолько сложна, что в ней путаются даже профессионалы. Во избежание путаницы предлагается объединить процедуры аттестации и государственной аккредитации. Сохранение двух процедур – лицензирования, разрешающего вести образовательную деятельность, и аккредитации, подтверждающей качество образования со стороны государства, – соответствует правилам, принятым в большинстве европейских стран.
Об основных положениях, о порядке разработки и утверждения государственных образовательных стандартов общего образования
Это многострадальный законопроект о государственном стандарте. Его первое чтение состоялось в июне 2002 года. Документ много раз перерабатывался, мы считаем, что его можно принять с изменениями и дополнениями.
О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» ( в части определения порядка исключения обучающихся из образовательных учреждений по различным основаниям )
В этом законопроекте идет речь о том, что исключать учащихся из школы можно лишь с 15 лет, и никак не раньше. Но в связи с заявлением президента о необходимости введения обязательного 11-летнего образования мы считаем эту законодательную инициативу несвоевременной.
О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части порядка приема в аспирантуру)
Еще один законопроект, разработанный членом Совета Федерации А.В.Артюховым, касается порядка приема в аспирантуру. Автор предлагает открыть доступ к научной деятельности только специалистам и магистрам, а бакалавров в аспирантуру не принимать. Среди членов нашего комитета возникло немало споров по поводу этого законопроекта, поэтому его решили отложить. В лучшем случае – до конца ноября.
Дата рассмотрения пакета из пяти правительственных законопроектов, разработанных на основе «Приоритетных направлений развития образования», пока не определена. Среди них – уже нашумевшие законопроекты о многоуровневой системе образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и о привлечении работодателей к оценке качества образования. Пока процесс задерживает правительство, от лица которого они должны вноситься и рассматриваться.
«Первое сентября» будет внимательно следить за рассмотрением образовательных законопроектов в Госдуме и сообщать читателям обо всех результатах этого процесса.
Ольга Дашковская .