Поволжский Образовательный Портал

ЕГЭ: больше минусов, чем плюсов?

Опубликовано 16 сентября 2005

«Круглый стол» по вопросам единого госэкзамена собрал все «сливки» общественности — от ректоров брянских вузов до лучших учителей сельских школ. Не обошлось, конечно, без чиновников от образования. За круглым столом в Хрустальном зале обладминистрации сидели зам губернатора Виктор Малашенко и начальник областного департамента образования Иван Геращенков. Последний порадовал присутствующих стремительным зачитыванием статистических данных по ЕГЭ. Оторопевшие журналисты успели уловить, что: качество знаний брянских школьников после сдачи ЕГЭ по химии составляет 63.5% (по всей России — 48.5%), по математике — 69.7% (44.7%), по биологии — 46.2% (50.3%), по русскому языку — 51.7% (47.9%). Таким образом, с точки зрения статистики, брянские учащиеся продемонстрировали результат выше общероссийского аж по трем предметам — по химии, математике и русскому языку. Только четыре претендента на «золотые» медали лишились этого права после сдачи ЕГЭ. К ним присоединились 32 несостоявшихся обладателя «серебра», которые также не выдержали испытаний единого госэкзамена. По итогам ЕГЭ поступило 59 апелляций, 24 из которых было удовлетворено.

Как правильно заметил присутствовавший на встрече ректор БГУ Андрей Антюхов, разговор о ЕГЭ не должен вертеться только вокруг простой констатации цифр — сколько «двоек» мы получили, сколько апелляций удовлетворили. Нужно не забывать о необходимости тщательного анализа этого эксперимента. По данным департамента образования (которые Иван Геращенков предпочел не озвучивать), почти шестьдесят процентов выпускников получили по ЕГЭ «двойки» и «тройки» (в совокупности по всем предметам). По одной только математике четверть школьников заработала неудовлетворительную оценку. Один из участников «круглого стола», правда, заметил, что «это вовсе не вина ЕГЭ, единый госэкзамен просто вскрыл истинное качество знаний наших учащихся». И все же новая система вызывает массу нареканий.

Об «ущербности и однобокости» тестов ЕГЭ по гуманитарным предметам говорилось уже немало. На совещании Андрей Антюхов привел лишь несколько примеров. Одно из заданий теста по литературе сформулировано так: «Ответьте, как звали родителей Ивана Сергеевича Тургенева?». «Я сам не знаю, как ответить, — честно признался г-н Антюхов, — более того, я не понимаю, что этот вопрос дает, каким образом он отражает знание предмета».

Во многих зарубежных странах (как известно, реформируя систему образования, Россия усиленно оглядывается на Запад), система ЕГЭ хоть и внедрена, но не является единственной и безальтернативной. В США тесты, подобные российскому варианту, учащиеся неоднократно проходят в течение года перед окончанием школы. Кроме того, результаты этого испытания являются не единственным условием поступления в вуз — абитуриенты предоставляют рекомендательные письма и личные характеристики. «Ведь тест не может дать полного представления о личности школьника, о его трудолюбии, патриотичности», — справедливо заметил Андрей Антюхов.

В Испании, оказывается, вообще отказались от ЕГЭ, а во многих странах мира идет движение против этой системы контроля знаний. Если рассматривать более близкие примеры, то в Орловской области изначально отказались от вступления в эксперимент по ЕГЭ. А Смоленск очень сожалеет, что включился в эту затею. «Если мы будем спешить, если не проанализируем тщательно результаты эксперимента, то просто заменим одну несовершенную систему контроля знаний на еще более несовершенную, — сказал Андрей Антюхов. — Через несколько лет мы будем жалеть об этом».

Об этом сообщает ИА «Город_24».

 

Другие матералы рубрики: