Дистанционное образование в российском исполнении
Опубликовано 21 сентября 2005Во всем цивилизованном мире широко распространен такой способ получения знаний, как дистанционное образование. Учиться дистанционно можно практически во всех учебных заведениях Европы и США. Как показывает практика последних нескольких лет, эта форма обучения начала развиваться и в нашей стране. В конце августа вступил в силу приказ Министерства образования и науки, который расширил возможности вузов и колледжей дли использования дистанционного обучения. Кроме того, теперь эту форму преподавания могут применять и школы. О том, что такое дистанционное образование и насколько сегодня реально с его помощью окончить институт, мы и поговорим в нашем материале.
Дистанционное образование - это форма обучения на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, Интернета, спутниковых каналов связи), позволяющих студентам и преподавателям общаться интерактивно.
Эта форма обучения сегодня применяется как в основном базовом образовании, так и в дополнительном образовании. (Дополнительное образование - это различные обучающие программы, кружки, спецкурсы, факультативы, а также профессиональное обучение: семинары, тренинги, курсы профпереподготовки и повышения квалификации.)
У "дистанционки" есть ряд существенных отличий от традиционных форм обучения. От очной формы она отличается тем, что не нужно каждый день присутствовать на лекциях и нет постоянного "живого" контакта с педагогом. А от заочной - тем, что существенная часть материала осваивается не самостоятельно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету, лекции и семинары в режиме он-лайн).
Дистанционное образование в настоящее время для всех учащихся только платное. (По ст. 41 Закона " Об образовании", из федерального бюджета деньги на использование учебными заведениями дистанционной формы обучения не выделяются.) И кроме того, при получении дистанционного образования нет общего для всех студентов расписания занятий. Вы сами решаете, в каком темпе заниматься: например, годичный курс можете растянуть на несколько лет. (Оплата происходит за каждый курс обучения, вне зависимости от времени его прохождения.)
Кстати По оценкам специалистов, получить дистанционное образование на 40-50 проц. дешевле, чем выучиться на платном отделении вуза или ссуза.
Однако имейте в виду, что во вкладыше в диплом, который выдает вуз, будет написано: "Образовательная программа освоена посредством дистанционных образовательных технологий".
Окончить институт не выходя из дома, не получится Основная идея "дистанционки" -сделать образование доступнее (к примеру, возможность учиться получают жители отдаленных регионов, военные, инвалиды). Правда, окончить школу или вуз, совсем не посещая учебное заведение, невозможно.
Ст. 32 Закона "Об образовании" позволяет российским учебным заведениям обучать на расстоянии и выдавать дипломы гособразца о дистанционном образовании. Вуз может проводить дистанционно контрольные работы и промежуточные экзамены. Но итоговая аттестация должна проводиться в традиционной форме, то есть студентам нужно приехать в вуз (его филиал или представительство) и сдать госэкзамены лично.
Днстанционному студенту компьютер не обязателен Основной спрос на дистанционную форму обучения - в отдаленных регионах, где не хватает учебной литературы и преподавателей, соответствующих столичному или международному уровню.
Правда, далеко не у всех региональных студентов есть дома доступ к Интернету. (А если и есть, то Сеть не всегда работает быстро и бесперебойно.)
Как объясняют в Минобрнауки, часть материала студент может изучать дома (используя печатные или электронные учебники, аудио - и видеокассеты), а на лекции (несколько раз в неделю или месяц) приезжать в ближайшее представительство или учебный центр вуза. (Например, лекцию преподавателя московского вуза могут передать по спутниковому телевизионному каналу для группы тюменских студентов.)
Если же у студента нет дома компьютера, вуз, применяющий дистанционную форму обучения, должен обеспечить его рабочим местом в своем представительстве или учебном центре.
Вузам разрешили дистанционные Раньше при лицензировании вузу могли разрешить использовать "дистанционку " в полном или неполном объеме (например, позволить лишь читать дистанционно лекции). С нового учебного года жестких требований к объемам нет. Вуз может проводить дистанционно учебные, лабораторные и практические занятия (за исключением производственной практики), контрольные работы и промежуточные экзамены. Правда, ситуация таковой долго не останется. В Министерстве образования и науки считают, что нужна более четкая процедура лицензирования. И за одним приказом должны последовать и другие изменения в законодательстве. Например, необходимы нормы, регулирующие, сколько преподаватель должен общаться со студентом, какое число лекций в режиме он-лайн необходимо включить в учебную программу по каждой дисциплине.
И еще одно новшество - применять дистанционную форму преподавания, согласно приказу N137, могут не только вузы, техникумы и профессиональные училища, но и общеобразовательные школы.
Сильные и слабые стороны "дистанцнонки" Плюсы Слушать лекции МГУ или Сорбонны (а также пользоваться их библиотечными фондами) можно, не выезжая за пределы родного города. Получать знания возможно в удобное время и удобном темпе.
Минусы Далеко не все технические новинки доступны в регионах (например, организация интерактивных лекций в Интернете или по спутниковым каналам).
По мнению экспертов, пока существует дефицит действительно качественных обучающих программ или курсов, поскольку квалифицированных специалистов, способных такие учебные пособия создавать, не так много. То есть встает вопрос о качестве образования.
В дипломе, который выдает вуз, написано, что образование получено дистанционно. Но несмотря на то, что по российским законам диплом, полученный в результате обучения в классической аудиторной форме, приравнивается к диплому, полученному дистанционным способом, по мнению экспертов, работодатели при приеме на работу, скорее всего, отдадут предпочтение выпускникам с "традиционными корочками".
*** комментарий В МГУ не практикуют дистанционные сессии Как рассказал еженедельнику "Интерфакс ВРЕМЯ" проректор МГУ им. М.В.Ломоносова Александр Васильевич Михалев, в университете применяют дистанционную форму преподавания. Но контроль студентов все равно остается традиционным. И несмотря на то, что новый приказ разрешает учебному заведению проводить дистанционно промежуточную аттестацию, администрация вуза, считает Александр Михалев, должна удостовериться в том, что экзамены за студента не сдал, к примеру, старший брат. Поэтому на сессию студентам МГУ все равно придется приезжать в институт.
Другое дело, считает проректор МГУ, когда учащийся получает не основное, а дополнительное образование. (В университете 30 факультетов дополнительного образования, и при большинстве из них открыты центры дистанционного обучения). Например, осваивает бухучет или иностранный язык. В этом случае контрольные задания он может посылать преподавателю по электронной почте.
"За" и "против" Председатель Союза ректоров Москвы и Московской области, ректор МГГУ им. Баумана Игорь Федоров считает, что развитие дистанционного образования позволит России заработать миллиарды долларов. Такое мнение он высказал на заседании президиума Российской академии наук. "Возможности дистанционного образования, позволяющего получать знания, "не выходя из дома", через Интернет, должны быть расширены в России", - сказал он.
По его словам, такая форма обучения - "очень выгодная сфера деятельности". Так, США, привел он пример, предоставляя возможности дистанционного образования иностранным студентам, имеют годовой доход в размере 7 млрд. долл., а Австралия - около 2 млрд.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов на заседании Российского общественного совета по развитию образования отметил, что хорошего специалиста невозможно подготовить дистанционно. По его словам, дистанционное образование не может существовать само по себе, оно должно лишь дополнять традиционное.
*** справка Сегодня в российских вузах (согласно временным требованиям, утвержденным Минобразования 04.12.2003 г.) применяют три вида дистанционных технологий.
Кейс-технология - это когда учебные материалы предоставляют учащимся на печатных и мультимедийных (дискеты, CD-ROM, DVD) носителях. Она применяется, как правило, в сочетании с очными формами занятий: обзорными лекциями, семинарами, тренингами, консультациями и контрольными работами. Часть общения с преподавателем (например, консультации), а также получение информации из электронных библиотек и баз данных вузов могут осуществляться через Интернет.
Сетевая технология - это использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые размещаются на Интернет-серверах вуза. Через Интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты, Ряд вузов также проводит лекции и семинары в режиме реального времени. Экзамены проводят в ближайшем к месту жительства студента учебном центре вуза.
Телевизионно-спутниковая технология схожа с сетевой, только контакт (лекции и семинары) преподавателей и студентов осуществляется по спутниковым каналам связи.
*** ИЗ ДОСЬЕ По сведениям Министерства образования и науки РФ, с 1997 по 2002 год в 20 российских вузах, в частности МЭСИ, РУДН, Воронежском экономико-правовом институте, Владимирском госуниверситете и других, прошел эксперимент по внедрению дистанционных технологий. Вузы - участники эксперимента открыли около 600 учебных дистанционных центров в своих филиалах и представительствах по всей стране.
В конце эксперимента эта форма обучения получила юридическое признание. Были утверждена методика применения дистанционных образовательных технологий в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профобразования (Приказ Минобразования от 18.12.2002 N4452) и внесены поправки в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании".
По информации "Интерфакса", в начале сентября президент РФ Владимир Путин "а встрече с руководством правительства, Федерального Собрания и членами президиума Госсовета заявил, что в 2005-2007 годах как минимум 20 тыс. школ должны получить доступ к Интернету. А к 2008 году таких школ будет более 30 тысяч. Кроме того, отметил президент: "Военнослужащие срочной службы должны иметь возможность получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном обучении".
По материаллам газеты Московская правда .