Выступление Министра Андрея Фурсенко 22 сентября 2005 года на заседании Правительства РФ "О мерах по развитию образования"
Опубликовано 26 сентября 2005Уважаемые коллеги!
В декабре прошлого года мы обсудили и одобрили Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Утвержден комплекс мероприятий по реализации заявленных приоритетов, разработана Федеральная целевая программа развития образования на 2006-10 годы, активно ведется законотворческая деятельность. В ближайшее время необходимо приступить к реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, определенных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в выступлении 5 сентября.
Сегодня все осознают необходимость серьезных перемен в системе образования, никто не удовлетворен сложившейся ситуацией. В то же время слово "реформа" зачастую воспринимается работниками образования в штыки. Людей пугает неясность предлагаемых шагов. Они боятся потерять тот минимум, ту стабильность, которая установилась сегодня.
Все хорошо помнят 90-е годы, когда государство фактически ушло из образования, и учителям месяцами не платили зарплату. Необходимо учитывать, что в системе образования и сегодня сохраняется наиболее низкий уровень оплаты труда по сравнению с другими бюджетными сферами, прежде всего культурой и здравоохранением. При этом в образовании работает 9% общего числа населения, занятого в экономике страны.
Учитывая масштаб проблем, мы, к сожалению, пока не можем в полной мере переломить ситуацию. Но образование остается одним из национальных приоритетов. Расходы на образование в бюджетах всех уровней ежегодно увеличиваются. На осуществление приоритетных национальных проектов предполагается выделить более 14 млрд. рублей в 2006 году и более 26 млрд. рублей в 2007 году.
Назову ряд основных направлений развития образования, по которым мы должны сделать прорыв в самое ближайшее время и которые, на наш взгляд, обеспечат успешное развитие отрасли в целом.
Все они тесно взаимосвязаны и дадут позитивный эффект только в случае комплексного подхода. Работа по ним уже началась - сделаны шаги на федеральном уровне, многие регионы предлагают свои решения и успешно их реализуют.
Итак, первое направление - оценка и контроль качества образования.
Здесь мы говорим прежде всего о едином государственном экзамене. Эксперимент проводится в течение пяти лет, с каждым годом количество участников растет.
В то же время для нас очевидно, что общероссийская система оценки качества, помимо ЕГЭ, должна включать еще как минимум олимпиады. Кроме того, выпускники школ должны иметь альтернативу - сдавать экзамены в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Если на ЕГЭ по профильным предметам абитуриент получает слишком низкие баллы, его нельзя принимать в вуз. Ни на бюджетное, ни на внебюджетное место. Пусть пересдает экзамен! Такая система позволяет поставить фильтр на входе в вузы. В то же время мы считаем, что вузы, по крайней мере ведущие, могут устанавливать дополнительные вступительные испытания, искать своего студента. В этом вопросе мы имеем единую позицию с Российским союзом ректоров.
Основные принципы проведения ЕГЭ, о которых я сказал, должны быть закреплены законодательно. Подготовлен законопроект о введении единого государственного экзамена, который уже прошел согласование в регионах. На наш взгляд, в перспективе общенациональная система проверки качества не должна ограничиваться только выпускниками средней школы. Единые по всей России требования мы предлагаем в будущем использовать для выпускников 9-го класса, а также в системе высшего профессионального образования. Например, при переходе из бакалавриата в магистратуру.
Чтобы добиться повышения качества образования, необходимо совершенствовать механизмы лицензирования и аттестации вузов.
Что происходит сегодня? В России работает около 3200 вузов и их филиалов, их количество по сравнению с 1992 годом выросло более чем в 5 раз.
Создано огромное количество так называемых высших учебных заведений, которые фактически торгуют государственными дипломами. По самым мягким оценкам, не соответствует никаким требованиям как минимум 10% существующих вузов и филиалов. Конечно, мы проводим проверки. Некоторые образовательные учреждения лишены аккредитации, более 20 филиалов за последний год были закрыты. Обсуждается идея увеличения ответственности вуза за то, что происходит в его филиале, - в частности, возможность выдачи вузу и филиалам единой лицензии. При этом закрытие филиала или вуза не должно создавать проблемы учащимся в них студентам (если эти студенты действительно учились). Мы уже договорились с ректорами вузов тех же регионов, что они готовы взять этих студентов себе.
Однако, обеспечить высокое качество подготовки специалистов невозможно только административным путем. В решении этой проблемы должны принять участие институты гражданского общества. В настоящее время подготовлены законопроекты о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования и о праве работодателей участвовать в процедурах оценки качества подготовки. Ведь сегодня многие представители высшей школы удовлетворены сложившейся ситуацией, когда они готовят специалистов, невостребованных на рынке труда, когда учебный процесс построен неэффективно, а научные исследования нередко бессмысленны. Эту ситуацию необходимо менять. В частности, мы считаем, что университетами могут называться только лидирующие учебные заведения - крупные научно-образовательные комплексы, имеющие общероссийское, международное признание.
Выявление лидеров возможно в рамках второго направления - поддержки инноваций в системе образования. Именно на этот компонент было обращено особое внимание в выступлении Президента.
Ключевую роль должны играть учебные заведения, создающие и реализующие новые образовательные программы и технологии, активно участвующие в исследованиях и разработках. Школам и учителям, работающим по-новому, будет обеспечена особая государственная поддержка. В рамках реализации приоритетных национальных проектов планируется учредить ежегодные поощрения по 100 тыс. рублей для 10 тыс. лучших учителей страны. Многие регионы уже сегодня подтвердили готовность присоединиться к этой инициативе. Кроме того, 6 тыс. школ должны получить в течение двух лет специальные гранты по 1 млн. рублей на развитие своей материально-технической базы. Сегодня нами подготовлены процедуры отбора. В течение двух недель мы планируем вынести эти предложения на общественное обсуждение.
Не менее важны инновационные программы в вузах, и они немыслимы без развития науки.
Сегодня только 7% общего объема финансирования науки из всех источников направляется в вузы. К 2010 году мы планируем увеличить эту сумму до 15%. В абсолютных цифрах - с 4 до 25 млрд. рублей. Значительная часть средств будет выделена для поддержки молодых ученых. Кроме того, предложены законодательные и организационные шаги по интеграции образования и науки. Завершается подготовка к внесению в правительство проекта соответствующих поправок к законам. Мы считаем, что внести его в Госдуму нужно не позже чем в ноябре.
В рамках реализации инициативы Президента Российской Федерации на стимулирование инновационных программ в вузах, а также на создание двух новых научно-образовательных центров и двух бизнес-школ в 2006-07 годах планируется выделить более 25 млрд. рублей. При этом одним из условий выделения средств будет сопоставимый уровень финансирования со стороны регионов и частного бизнеса, а также самих инновационных университетов. Соответствующие критерии отбора сегодня готовятся с тем, чтобы уже в ноябре провести необходимые конкурсы и в первом квартале 2006 года начать финансирование. Нововведения в образовательном процессе сегодня невозможны без развития информационных технологий на всех уровнях образования.
Мы понимаем, что компьютеризация в образовании - не самоцель, а инструмент достижения целей. Начата работа по созданию федерального портала дистанционных программ обучения, выделены средства на поддержку студентов, активно использующих информационные технологии. В рамках инициатив Президента на информатизацию образования в ближайшие два года планируется выделить 3 млрд. рублей, в том числе 800 млн. на подключение школ к Интернету.
Все перечисленные меры должны сопровождаться, а точнее предваряться адекватными изменениями законодательства и организационными шагами. В этой связи я хочу еще раз вернуться к вопросу об использовании формы автономного учреждения в сфере образования. Последняя редакция закона "Об автономных учреждениях" полностью исключает возможность приватизации учебных заведений. В то же время в рамках новых организационных форм они будут иметь гораздо больше экономической самостоятельности, смогут строить отношения с органами государственной и муниципальной власти на договорных основах. Мы категорически против силового навязывания нового статуса кому бы то ни было. Но и лишать новых возможностей тех, кто готов принять на себя повышенную ответственность, мы не имеем права.
В сфере начального и среднего профессионального образования предлагается создавать единые учебные комплексы, где будут реализовываться программы и НПО, и СПО, и повышение квалификации, и профпереподготовка взрослых. Ряд таких комплексов сегодня создается в регионах - например, в республике Чувашия и Калининградской области, а также под эгидой некоторых отраслевых министерств.
Хочу подчеркнуть, что инновационные подходы призваны смягчить одну из самых больших проблем сегодняшней России - демографический спад. И естественно, что любые нововведения требуют совершенствования ресурсного обеспечения системы образования. Я имею в виду меры, которые, параллельно с увеличением бюджетного финансирования и привлечением внебюджетных средств, позволят более эффективно использовать имеющиеся внутренние резервы для движения вперед.
Прежде всего, речь идет о переходе на нормативное финансирование на всех уровнях образования в зависимости от количества обучающихся. Это позволит нам эффективнее использовать деньги, выделяемые на образование, будет способствовать реструктуризации школьной сети. Считается, что в стране не хватает учителей. Но, например, в Республике Карачаево-Черкессия на 50 тыс. школьников - 10 тыс. учителей. На самом деле, в среднем по России на одного учителя сегодня приходится гораздо меньше учеников, чем во многих развитых странах.
В России сегодня около 5500 школ, в каждой из которых учится менее 10 детей, и свыше 30 тыс. школ, где учится от 10 до 100 детей. В таких школах очень трудно получить качественное образование, а обучение школьника стоит зачастую дороже, чем в престижном вузе. Поэтому в ряде случаев в соответствии с пожеланиями родителей, учеников из таких школ, чаще всего в старшем и среднем звене, переводят в большие школы в райцентрах. Туда где есть учителя по всем предметам, где предоставлены возможности выбора профиля обучения. Во многих регионах действуют программы "Школьный автобус".
В системе образования необходимо создавать региональные модели отраслевой оплаты труда. Это позволит упорядочить нагрузку учителей, значительно увеличить зарплату лучшим педагогам. Отраслевую систему оплаты труда было бы неправильно вводить указом из центра. В течение 2006 года мы планируем опробовать различные подходы, оценить результаты экспериментов, проведенных в регионах, а потом выбрать лучшие модели, которые можно будет распространить на всю Россию в 2007 году. Лидером здесь является Тюменская область. Переход к отраслевой оплате труда в этом субъекте Федерации позволил, в частности, устанавливать размер зарплаты в зависимости от сложности работы и условий труда, внедрить систему поощрений за высокие результаты. Минимальная зарплата работников образования в этом регионе сегодня не ниже установленного прожиточного минимума.
Вложения государства в сферу образования должны расти опережающими темпами. В соответствии с поручением Президента РФ Правительство РФ совместно с руководителями регионов решает вопрос повышения зарплаты учителям. Уже в 2006 году планируется установить дополнительную плату за классное руководство. Эта доплата должна рассчитываться, исходя из специфики региональных систем образования и с учетом наполняемости конкретного класса. Кроме того, министерство готовит дополнительные предложения по привлечению в школы молодых учителей, включая обеспечение их жильем и предоставление целевых грантов.
Четвертое направление развития - совершенствование стандартов и программ на всех уровнях образования, подготовка современной учебной литературы, без чего качество обеспечить невозможно.
Начнем с дошкольного образования. За 10 лет количество детских садов в России уменьшилось вдвое. Это было связано и с демографическим спадом. Сейчас демографическая ситуация для этого возраста начала меняться в лучшую сторону, но обеспеченность дошкольными учреждениями ухудшилась. Наряду со строительством новых детских садов здесь необходимы разнообразные формы работы с дошкольниками. Все предложенные подходы обсуждались со специалистами по дошкольному образованию, психологами, детскими врачами.
В настоящее время идет отработка различных моделей организации образования детей старшего дошкольного возраста, что крайне важно для создания равных стартовых возможностей при зачислении в первый класс.
Необходимо разработать современные и доступные для освоения стандарты общего образования. Они должны быть нацелены на формирование способностей и компетентностей, а не на запоминание информации. Министерство ведет работу над созданием стандартов второго поколения.
Одна из трудностей реализации стандарта связана с недостаточным качеством учебной литературы. Проблема школьных учебников сегодня является острейшей для России. Чтобы ее решить, мы недавно изменили систему экспертизы учебников. Раньше ее проводили отдельные эксперты, а теперь экспертиза возложена на авторитетные организации, прежде всего, на Российскую академию наук и Российскую академию образования. Сейчас на экспертизе в РАН находится около 100 учебников. Из 45 книг, прошедших экспертизу РАН, 24 получили отрицательные заключения. Основная причина - грубые фактические ошибки. Мы будем и в дальнейшем ужесточать требования к качеству учебной литературы. Конечно, речь не идет о том, что по каждому предмету будет один учебник. И мы не собираемся административно ограничивать количество учебников.
В современной России около 15 % молодых людей не получают полного среднего образования. Однако интеллектуальная составляющая повседневной жизни непрерывно растет. Президент РФ Владимир Владимирович Путин предложил сделать общее среднее образование обязательным.
Министерство сейчас готовит предложения по такой системе подготовки, в том числе профильной, чтобы каждый человек мог получать образование в соответствии со своими интересами.
Решение о переходе на обязательное общее среднее образование уже приняла Москва - подготовлены соответствующие поправки в закон "Об общем образовании в городе Москве". Отмечается, что на старшей ступени необходим индивидуальный подход, позволяющий учесть интересы и возможности каждого ребенка.
Государство должно сохранить за собой ответственность за фундаментальную составляющую стандартов высшего профессионального образования. Ведь вне зависимости от выбранной специальности студенты изучают иностранный язык, ряд дисциплин социально-гуманитарного и естественно-научного цикла, которые формируют общую культуру и универсальные компетентности. Другая часть высшего образования - это собственно профессиональная подготовка. Ее стандарты должны разрабатываться общественно-профессиональными структурами.
Такой подход последовательно реализуется в рамках двухуровневой структуры высшего образования, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Студентам предоставляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Бакалавриат позволяет получить общее высшее образование по укрупненным направлениям, магистратура - узкую специализацию. Это не отменяет существование непрерывной подготовки по целому ряду специальностей. Реализация и первого, и второго подхода требует принципиально новых стандартов высшего образования, разработка которых предусмотрена ФЦПРО.
К проблеме стандартов примыкает и вопрос, который по нашей инициативе будет обсуждаться "большой восьмеркой" в будущем году: "Конкурентоспособность систем профессионального образования". Продвижение наших стандартов в рамках этой инициативы обеспечивает, в частности, и экономические интересы России в мире.
Наконец, пятое направление развития - создание механизмов участия институтов гражданского общества в управлении образованием. Эта тема тесно связана со всеми предыдущими и, в первую очередь, с контролем качества и отбором инновационных проектов.
Это участие возможно прежде всего через общественные органы. Проводится эксперимент по созданию в школах управляющих советов, в которые входят не только учителя, старшеклассники, их родители, но и представители общественности. Советы контролируют использование бюджетных средств школы и распределяют внебюджетные, принимают участие в выборе модели профильного обучения для старших классов, утверждают перечень предметов, изучаемых в рамках школьного компонента. Примеры эффективной работы управляющих советов есть в Красноярском крае, Московской и Калининградской областях.
В учреждениях профессионального образования мы предлагаем создавать наблюдательные советы. В вузах, помимо администрации и профессорско-преподавательского состава, в наблюдательные советы могли бы войти работодатели, представители профессионального сообщества, органов государственной власти. Наблюдательный совет может предлагать кандидатуру ректора, утверждать стратегические и финансовые планы, отчеты об их исполнении, решать другие жизненно важные вопросы деятельности учебного заведения. В сфере НПО и СПО такие советы могут работать не только на базе учебных заведений, но и на уровне субъекта Федерации. В ближайшее время министерство планирует вынести это предложение на широкое общественное обсуждение с дальнейшим закреплением согласованной нормы в законодательстве.
Взаимодействие системы образования с общественными институтами значительно расширится в ходе реализации приоритетных национальных проектов. Например, в процедуре отбора лучших школ и лучших учителей - получателей грантов, на наш взгляд, должны участвовать не только члены педагогических объединений, но и ученики, выпускники школ, родители, другие экспертные структуры.
Дорогие коллеги, в последнее время происходит консолидация общественных институтов, заинтересованных в развитии образования, прежде всего Российского союза ректоров, ассоциаций представителей бизнеса, профсоюзов, органов исполнительной и законодательной власти на региональном и муниципальном уровне. Расширяется сотрудничество федерального центра и регионов.
Полагаю, что совместными усилиями всех заинтересованных органов власти, субъектов Российской Федерации, профессиональных ассоциаций и других гражданских институтов нам удастся реализовать задуманное и обеспечить достойное качественное образование гражданам России.
Благодарю за внимание.