Формула времени
Опубликовано 27 сентября 2005Вуз учит студента со школьной скамьи
Что нужно, чтобы поступить в престижный столичный вуз? Хорошие знания, разумеется, а еще, наверное, немного удачи. И то, и другое было у десятиклассника Валентина Сторчака, выигравшего весной Первую Всероссийскую он-лайн Олимпиаду для школьников. Он обошел в соревновании 80 тысяч сверстников и получил право без экзаменов поступить в Московскую финансово-промышленную академию.
В это интеллектуальное состязание Валентин, по собственному признанию, втянулся почти случайно: нашел в Интернете "Забавный вопросник" и ради самопроверки выполнил все сорок заданий. А это, как выяснилось, был первый тур Всероссийской он-лайн Олимпиады для школьников, которую проводили совместно Московская финансово-промышленная академия и одна из известных телекоммуникационных компаний.
Казалось бы, вуз должен учить студентов, а не заниматься школьниками. И почему именно олимпиада, а не что-либо другое? Заинтересовавшись данным вопросом, корреспондент "МК" попытался прояснить их в МФПА. Оказалось, что школьники там участвуют не только в олимпиадах, но и в тренингах, деловых играх и даже научных конференциях. И это не случайно: концепция непрерывного образования, разработанная в академии, выросла в целое научное направление. Оно привлекает внимание и вызывает интерес не только у школьников и их родителей, но и у директоров школ и специалистов окружных управлений Департамента образования Москвы.
- Раньше первокурсникам в вузе говорили: забудьте все, чему вас учили в школе, -вспоминает проректор по непрерывному образованию МФПА, д.э.н., профессор Марианна Лукашенко, - потом то же самое советовали выпускникам на производстве.
Но сейчас, когда информация обновляется каждые два-три года, непозволительно выкидывать в корзину приобретенные ранее знания. Поэтому в академии внедрен принцип непрерывного образования: школа, колледж и вуз передают друг другу ученика, как эстафетную палочку. Часто, к сожалению, та или иная профессия становится популярной не в силу социальной значимости или востребованности на рынке труда, а просто по моде. Причем большинство абитуриентов даже не представляет, чем будет заниматься после получения диплома! Их привлекают внешние атрибуты: большая зарплата, престижный офис, "крутая" машина... Но чтобы достичь всего этого, надо долго и упорно трудиться. Работать же выпускники начинают с низших должностей, предполагающих рутинные обязанности... И может получиться, что, потратив пять лет и кучу денег на обучение, молодой человек понимает, что это не его. А время-то ушло...
Некоторые вузы набирают на модные факультеты тысячи абитуриентов, ничуть не заботясь о том, как они устроятся на работу... По мнению Марианны Лукашенко, учебное заведение должно нести ответственность за студентов и после получения диплома. Институт обязан не только-давать отличные знания, но и помогать находить работу. Поэтому выпускник должен обладать высокой конкурентоспособностью. На это и направлена концепция непрерывного образования в академии.
- В 10-м классе ребята прикидывают, куда стоит поступать после школы, - говорит Марианна Анатольевна. Многие начинают ходить на подготовительные курсы или к репетиторам, тратят время и родительские рубли. Но это не гарантирует получения студбилета. Мы предлагаем другой путь. МФПА специально создал три колледжа: Колледж делового администрирования, IT-com и Московскую высшую банковскую школу. Старшеклассник поступает в один из них и два года, пока заканчивает свою школу, получает среднее профобразование. Затем его зачисляют по профильной специальности на первый курс академии, где он в течение полутора-двух лет, постигая вузовские дисциплины, завершает обучение в колледже. Это дает ему право устроиться менеджером по работе с клиентами, операционистом, администратором компьютерных сетей и т.д. Зарплата студента с госдипломом колледжа значительно выше оклада ребят, которые только начинают свою карьеру.
Важно и то, что во время учебы студента не перегружают. За счет интегрированных курсов, объединяющих несколько смежных дисциплин, значительно экономятся силы и время. Нет необходимости заново учить то, что пройдено на предыдущем этапе, знания не летят в корзину, а становятся базой, над которой возводится надстройка. Помогает и модульность обучения. Студент проходит не два десятка разных дисциплин, как это обычно, а единый модуль: несколько недель посвящены общему циклу, а потом - итоговые тесты. Благодаря модулям обучение становится более компактным и эффективным. На это же направлено использование в учебе современных компьютерных технологий. По существу, это переход к бакалавриату, который активно вводит Министерство образования и науки РФ.
С доводами Марианны Лукашенко согласен и директор московской школы N1862 Александр Ульянов: - Мы уже 10 лет вместе с МФПА реализуем концепцию непрерывного образования. В результате довольны все. Во-первых, сами ребята: они уверены, что поступят в институт и не волнуются по поводу экзаменов. Это снимает психологические проблемы и избавляет от стрессов. Во-вторых, рады родители: дети не болтаются на улице, а получают знания, которые лишними не бывают. В-третьих, в выигрыше школа: ученики более дисциплинированы, более ответственны. Классы, сотрудничающие с МФПА, всегда переполнены, ребята туда записываются чуть ли не в очередь...
Нынешних юношей и девушек часто обвиняют в том, что они не способны самостоятельно найти место в жизни. Великовозрастные детки оправдываются тем, что не могут найти работу. Концепция непрерывного образования предусматривает решение и этой проблемы - для студентов читается курс "Деловые навыки". Опытные преподаватели рассказывают о том, как грамотно составить резюме, как подать себя на собеседовании, учат основам деловой переписки и бизнес-этикету. Поэтому у ребят не возникает проблем с трудоустройством, что положительно влияет на их карьеру. Ведь известно: чем раньше начнешь взбираться по служебной лестнице, тем выше успеешь подняться... Именно этим принципом руководствовался студент колледжа 1Т-сот Ярослав Черепанов. Он учится в 11-м классе и одновременно изучает в колледже компьютерные технологии.
- Я хочу стать специалистом по корпоративным информационным системам. Компом увлекаюсь с детства, вот и подумал: пока заканчиваю школу, смогу получить хорошую профессию...
Ярослав перешел на второй курс колледжа, а летом станет первокурсником IТ-факультета. Параллельно с учебой планирует делать карьеру: стать помощником проектировщика корпоративных информсистем, А в перспективе Слава хочет получить по программе непрерывного образования еще и специальность менеджера.
Катя Ястребова, второкурсница Московской высшей банковской школы, видит себя финансовым служащим. После колледжа она хочет поступить на специальность "финансы и кредит". И уже через два года, когда получит диплом СПО, пойдет работать операционистом или консультантом в коммерческий банк.
- Сначала родители инвестируют деньги в мое образование, - по-взрослому рассуждает Катя, - а потом оно будет само приносить прибыль...
За счет полученной в колледже специальности Екатерина рассчитывает не только оплатить учебу, но и прочно встать на ноги. Она понимает: сегодня ценятся самостоятельные девушки, способные не только хорошо выглядеть и стильно одеваться, но и делать профессиональную карьеру.
По материаллам газеты Московский Комсомолец.