Государство ставит на образование
Опубликовано 27 октября 2005Во вторник в Кремле состоялось заседание Совета по науке, технологиям и образованию. Выступивший на заседании президент России Владимир Путин выразил свое недовольство качеством российского образования и темпами модернизации этой сферы деятельности.
Для оправдания ситуации, сложившейся в российских вузах и средних школах, имеется тысяча объяснений, но российскому обществу от этого легче не становится, поскольку решение проблемы ускоренной модернизации российской экономики и перехода к постиндустриальному обществу невозможны без наличия современной системы образования. Уже в скором будущем все больший процент валового продукта передовых стран будет производиться в высокотехнологичных отраслях, и материальное производство в таких государствах будет все более превращаться в подлинную экономику знаний. Симптоматично, например, что уже 5% валового продукта Индии создается в области программного обеспечения.
В сфере образования в России занято более 80 млн человек, это около 60% населения страны. При этом расходы консолидированного бюджета на образование составили в 2004 году 593,4 млрд рублей или 3,6% ВВП. Однако согласно выводам рабочей группы, представившей на заседании соответствующий доклад, за общими внушительными показателями скрывается далеко не самая благоприятная картина. Как отмечают авторы доклада, в настоящее время значительно устарела учебно-материальная база российских школ. В 2003-2004 учебном году капитальный ремонт требовался 37% школ, а 4% признаны аварийными. Как говорится в докладе, "сегодня налицо снижение фундаментальности среднего образования в России, недостаточность обеспечения современными методическими материалами, слабость материальной базы, неподготовленность большей части учителей". Не на много лучше и ситуация в высшей школе. Из общего числа вузов (всего их насчитывается около 3 тысяч) лишь около 180 действительно обеспечивают своим выпускникам современный уровень образования.
Дальнейшего снижения уровня подготовки специалистов государство допустить не может. "Качество образования остается проблемой номер один", - отметил в своем выступлении президент России. По мнению главы государства, для повышения качества нужны не только хорошая материально-техническая и методическая база, но и достойные условия жизни и работы педагога. Поддержать учительский корпус и повысить его уровень жизни решено при помощи целого ряда мер. В основу их лягут сформулированные правительством предложения по изменениям в оплате труда учителей, системе индивидуальных грантов и выплате ежегодных премий. В частности, на это пойдут средства, выделенные на реализацию национального проекта "Образование". Кроме того, по словам Путина, руководство России намерено оказать поддержку молодым педагогам в ходе реализации еще двух других национальных проектов - по доступному жилью и улучшению жизни на селе. "В конечном итоге все эти меры дадут дополнительный импульс для системной модернизации самой отрасли - модернизации, которая пока идет медленно и трудно", - отметил глава государства.
Важным элементом в модернизации образования станет развитие Интернета. Согласно планам, к 2007 году всемирной Сетью будет охвачено не менее 20 тысяч, а к 2008 - более половины всех школ России.
Президент России также высказался за обеспечение непрерывности образования. Однако, по его мнению, не только рынок должен стимулировать потребности людей к росту образовательного уровня, но и государство должно поддержать граждан в их желании увеличивать свои знания.
Одновременно экономическая целесообразность ведет к тому, что логичнее ужесточить требования к вузам, нежели допустить дальнейшую "инфляцию" высшего образования. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая выступила с предложением к Минобрнауки более активно ранжировать вузы. "Необходимо выбрать восемь вузов, являющихся национальным достоянием России, и увеличить их финансирование. Затем государственная конкурсная комиссия определит еще 20-25 вузов, финансирование которых также должно быть увеличено", - сказала Вербицкая. По ее словам, в каждом федеральном округе должны быть высококлассные образовательные центры. При этом она отметила, что необходимость повышения престижа преподавательской работы требует, чтобы зарплата профессоров была доведена до 30 тысяч рублей.
Подводя итоги обсуждения проблемы Владимир Путин отметил, что "все звенья образовательной системы - от дошкольных учреждений до вузовской науки - должны развиваться синхронно и сопоставимыми темпами". "Сейчас есть все возможности, чтобы образование помогло притоку квалифицированных кадров в науку и высокотехнологичные производства". "Мы приступили к реализации масштабного национального проекта в образовании и в конечном итоге эти меры дадут положительный импульс для системной модернизации отрасли в целом", - заключил президент.
Алексей Щеглов.