Диплом президентского качества
Опубликовано 28 октября 2005Качество российского образования и темпы образовательной реформы раскритиковал вчера Владимир Путин. На заседании совета по науке, технологиям и образованию в Кремле президент заявил о наметившемся в последнее десятилетие "снижении фундаментальности среднего образования". Качество российских дипломов, по-видимому, взволновало президента не только потому, что он является отцом двух студенток. На намеченной на лето 2006 года в Москве встрече "большой восьмерки" г-ну Путину предстоит обсуждать в том числе и вопрос об интеграции российского образования в международную систему, в так называемый Болонский процесс. "Россия играет ключевую роль в подготовке этого заседания, и данный вопрос - в повестке дня", - напомнил г-н Путин, которому явно не хочется выглядеть на этом саммите в роли догоняющего практически по всем вопросам.
От членов своего совета президент, видимо, ждал формулировок, которые позволят ему доказать иностранцам, что лучшие стороны советской системы высшего образования в посткоммунистической России все же удалось сохранить и что полноценное присоединение нашей страны к Болонской конвенции в 2010 году является предложением равноправного сотрудничества, а не просьбой об одолжении. Со своей стороны глава государства пообещал образовательному сообществу сделать все зависящее от него - как для повышения материально-технического оснащения высшей школы, так и для улучшения качества жизни педагогов. Он напомнил, что образование признано одним из социальных приоритетов государства, и отрасль получит дополнительное финансирование в рамках специальной национальной программы, предусматривающей, в частности, адресную поддержку лучших преподавателей. "В конечном итоге все эти меры дадут дополнительный импульс для системной модернизации самой отрасли - модернизации, которая пока идет медленно и трудно", - сказал Владимир Путин.
Однако члены президентского совета по науке и образованию решили в первую очередь предложить главе государства новые точки приложения финансовых усилий. По мнению ректора Санкт-Петербургского государственного университета Людмилы Вербицкой, необходимо выбрать порядка 30 лучших вузов России и перевести их на специальное повышенное финансирование. "По количеству вузов мы уже опережаем многие страны, - отметила она, - но основная проблема - качество, которое обеспечивается не более чем в 10% учебных заведений". По словам ректора СПбГУ, лишь восемь российских университетов сегодня являются национальным достоянием, и еще 20-25 могут претендовать на звание высококлассных. А огромное количество коммерческих вузов только уродуют лицо отечественной высшей школы.
От имени рабочей группы г-жа Вербицкая предложила также "разработать оптимальную модель бюджетного финансирования на всех уровнях образования", используя благоприятную конъюнктуру мировых цен на энергоресурсы. Она посетовала, что в 2004 году расходы госбюджета на эту сферу составили всего 3,6% от ВВП. При этом и эти деньги используются не всегда эффективно. Так, в частности, с 2005 года был отменен эксперимент по введению государственного именного финансового обязательства из-за признания его неэффективным, хотя расходы на него составили уже 88 млн рублей.
По материаллу сайта Время новостей .