Поволжский Образовательный Портал

Андрей Фурсенко: «Мы должны решать очень амбициозные задачи»

Опубликовано 09 ноября 2005

Для начала министр сообщил залу, что незадолго до встречи ему передали вопросы, которые планировали задать студенты и сотрудники МИФИ, но он их …забыл. Посмеявшись вместе с залом, Андрей Фурсенко предложил компенсировать потерю живым и неформальным обсуждением тех вопросов, которые на самом деле интересуют аудиторию. А для «затравки» он заблаговременно развенчал наиболее устойчивые мифы, сообщив, что, во-первых, никто не собирается переводить обучение в вузах на платную основу, во-вторых, государство вовсе не собирается уходить из сферы высшего образования, а количество бюджетников в вузах значительно больше, чем в 1990 году.

Сложнее с финансированием, признался министр, в среднем за каждым бюджетником в вуз приходит всего тысяча долларов, а этого для организации нормального учебного процесса, особенно в техническом вузе, явно недостаточно. И дело совсем не в том, что государство намерено экономить на образовании и науке, напротив, средства, и немалые появились, однако важно, чтобы эти деньги были истрачены эффективно. Эти деньги не должны превратить перестройку в долгострой, афористично заметил министр и добавил: «Мы должны решать очень амбизиозные задачи». По словам Андрея Фурсенко, именно в отсутствии масштабных проектов – главная проблема, сегодня деньги на науку и образование есть и у государства и у бизнеса, в ближайшие годы, например, финансирование вузовской науки возрастет в несколько раз. Однако только очень немногие вузы и научные организации предлагают интересные, амбициозные программы исследований.

Похожая ситуация сложилась и в сфере высшего образования, современные студенты заранее занижают собственные амбиции, «люди ведут борьбу за диплом, за бумажку, а не за знания и навыки, которые за этим дипломом, по идее, должны стоять. А в итоге, закончив вуз, молодые люди очень быстро выясняют, что диплом сам по себе, даже очень престижного вуза, мало что решает. В итоге – глубокое разочарование и мнение, что их обманули.

Похоже, что неожиданно для самого министра последний, весьма непопулярный тезис нашел понимание и отклик в зале.

-- У нас есть ответы на поставленные Вами вопросы, -- сообщил один из студентов, сидящих в зале. – Вопрос в том, как организовать обратную связь?

В ответ Андрей Фурсенко напомнил, что у министерства существует сайт, работают форумы, однако большинство откликов – исключительно негативного характера, да и конструктивные предложения встречаются крайне редко. То ли мы действительно дожили до таких времен, когда никто никому не верит, то ли людям просто лень? – резюмировал министр.

Дефицит идей заметен даже при  обсуждении перспектив системы образования страны. Все говорят о недостатках, но мало кто способен сформулировать, что именно необходимо изменить, заметил министр.

Будет ли расти количество людей, получающих образование в кредит? «Мы не можем запретить людям платить за образование», -- пояснил министр и сообщил, что в настоящее время готовится законопроект о кредитовании в области образования.

В заключение Андрея Фурсенко попросили рассказать о своем видении будущего системы образования России. Министр заметил, что не является большим сторонником профильного образования, и его «берет оторопь», когда он слышит предложения об исключении из списка обязательных экзаменов математики. База нашего образования – это словесность и математика, заметил он. Важно и то, что за универсальность образования, за серьезную гуманитарную составляющую выступают работодатели, для которых важно, чтобы в сфере образования происходила социализация человека. Впрочем, заключил министр, «все в итоге упирается в качество учителей».

Анатолий Теплов, «Большая перемена».

 

Другие матералы рубрики: