Е.Ямбург. Терпенье и труд все перетрут?
Опубликовано 10 ноября 2005В планах модернизации российского образования нет и намека на трудовое воспитание учащихся. А еще совсем недавно, в советскую эпоху, воспитанию трудом придавался почти сакральный смысл, его влияние на развитие личности ребенка считалось безграничным. А тут - ни слова. Почему? Думается, тому есть свои причины. Предшествующая эпоха обладала удивительной способностью к выхолащиванию смыслов и превращению даже здравых идей в собственную противоположность. Так, взяв за образец опыт А.С. Макаренко, власть огнем и мечом принялась внедрять его в педагогическую практику вне зависимости от реальных условий. Тем школам, у которых шефами были крупные производства, организовать осмысленное трудовое обучение не представляло большого труда.
Польза от этого была очевидна. (Вспомним, что Макаренко в 30-е годы производил в своей обычной колонии самые современные фотоаппараты "ФЭД".) Остальные школы вынуждены были имитировать этот процесс. У нас шефствующим предприятием был Университет дружбы народов. При всем желании на такой "производственной" базе можно было наладить лишь производство метисов или мулатов. Но приказ есть приказ, приходилось брать копеечные заказы со стороны. Например, по надеванию резинок на пипетки (полторы копейки штука) или по производству чугунных пальцев для снегоочистительных машин. Это когда из толстой чугунной трубы вручную напильником делается небольшая деталь необходимого диаметра. Что, спрашивается, кроме аллергии и ненависти у детей и педагогов, могла вызвать такая постановка трудового обучения?
Тем временем развалилось государство рабочих и крестьян, вслед за его обрушением легли на бок некогда мощные производства. А ушибленные псевдотрудовым воспитанием педагоги с превеликим удовольствием отказались от выполнения этой действительно важной, если не доводить ее до абсурда, воспитательной задачи. Тем более что наступили иные времена.
Эту трогательную картину показали все СМИ. Президент Б.Н. Ельцин выходит из машины и направляется к подростку, в разгар учебного дня торгующему пивом на обочине правительственной трассы: "Молодец, ты уже вступил в рынок!" Хотелось рвать и метать. В итоге совокупными усилиями мы добились своего. Сегодня даже элементарные формы самообслуживания детей вызывают сопротивление определенной части родителей, опирающихся на распоряжения Минобра, запрещающие отвлекать детей от учебного процесса. Им легче нанять уборщицу, чем приучить своих чад ежедневно убирать за собой класс. Ситуация типична не только для столичных городов. Недавно делегация директоров школ одного из шахтерских регионов, увидев, как наши старшеклассники дежурят в школьном кафе, озадачила меня вопросом: "Как вам это удается?Родители наших детей категорически против и заявляют, что отправляют своих детей учиться, а не подметать пол".
- Вы учите детей олигархов или депутатов? - Нет, экскаваторщиков. Такая вот складывается ситуация. Остается надеяться, что терпенье педагогов и труд перетрут и ее. Евгений ЯМБУРГ, директор школы
Об этом сообщает сайт Известия Науки.