Образовательная система должна быть гибкой
Опубликовано 23 ноября 200516 ноября в Министерстве образования и науки под председательством Министра А.Фурсенко состоялось первое заседание Межведомственного совета по образованию, на котором рассматривались вопросы разработки квалификационных требований (профессиональных стандартов) по областям деятельности с участием работодателей и проектирования сетей массового обслуживания сельского населения (интегрированных социально-образовательных комплексов).
В заседании Межведомственного совета по образованию приняли участие заместитель Министра А.Свинаренко, руководитель Федерального агентства по образованию Г.Балыхин, руководитель Департамента образования Москвы Л.Кезина, министр образования и молодёжной политики Чувашской Республики Г.Чернова, заместитель Председателя Правительства Республики Коми В.Скоробогатова, представители Минздравсоцразвития, Минтранса, Совета Федерации, вузов, объединений работодателей, региональных органов управления образованием.
Предваряя дискуссию по вопросу разработки квалификационных требований (профессиональных стандартов) по областям деятельности с участием работодателей, Андрей Фурсенко напомнил, что "данная тематика выпадала из сферы внимания властей в течение пятнадцати лет. При этом разработка и создание профессиональных стандартов необходимы и для экономического развития страны, и для дальнейшего развития рынка труда, и для модернизации образования".
Содокладчиками по первому вопросу выступали начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров высшего образования Н.Розина и первый заместитель директора Федерального института развития образования А.Лейбович. В своих докладах они определили, что понимается под профессиональными стандартами, чем они отличаются от образовательных стандартов и какие выгоды принесёт участникам рынка труда принятие профессиональных стандартов. Было отмечено, что профессиональные стандарты включают требования к профессиональному обучению, требования к практическому опыту, должностные обязанности, основные знания и навыки, виды и уровни ответственности, специфические требования к состоянию здоровью.
На Совете по образованию также выступили представители бизнеса и высших учебных заведений. В частности, представители индустрии гостеприимства поделились с членами Совета опытом самостоятельной разработки профессиональных стандартов объединением рестораторов. Представители вузов подчёркивали, что в отсутствие профстандартов крайне сложно разрабатывать образовательные стандарты. В целом, все участники дискуссии сошлись на том, что профессиональные стандарты должны исходить в первую очередь от заказчика, т.е. работодателей и их объединений, а государство должно разрабатывать на их основе образовательные стандарты.
По вопросу проектирования сетей массового обслуживания сельского населения (интегрированных социально-образовательных комплексов) с докладами выступили заместитель Директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.Реморенко и заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики И.Абанкина. В своём докладе И.Реморенко подвёл итоги федерального эксперимента по реструктуризации сельских школ и проблемы интеграции учреждений социальной сферы, в котором принимали участие 140 тысяч учащихся 18 субъектов РФ.
В рамках эксперимента были разработаны региональные и муниципальные программы реструктуризации сельских образовательных учреждений, программа "Школьный автобус", создан и постоянно обновляется сайт www.rural-school.ru, где находится вся информация по эксперименту. По его результатам были сформированы следующие модели сельских учреждений, рекомендованные к внедрению: базовая школа с сетью филиалов, социокультурный комплекс, передвижная учебная лаборатория, ресурсный центр, сельская профильная школа, ассоциация сельских образовательных учреждений.
Большое внимание аудитории привлекли выступления руководителей органов образования Чувашской Республики Г.Черновой и заместителя Председателя Правительства Республики Коми В.Скоробогатовой, которые рассказали о реализации региональных программ развития сельских образовательных учреждений. Такие программы предусматривают повышение качества сельского образования, развитие транспортной доступности, интеграцию районных социальных учреждений на основе ассоциации.
Подводя итоги дискуссии, Министр образования и науки отметил: "Задача, которую мы ставим перед собой, проста: обеспечить максимальную материальную поддержку сельских школ. Необходимо сделать так, чтобы мы не вынуждены были закрывать малокомплектные школы. В этом и заключается смысл интеграции". Поэтому сейчас Минобрнауки стремится обеспечить новые школы-центры нормативно-правовой базой, в том числе предусмотреть их особенности при формировании отраслевой системы оплаты труда. "Сегодня надо продемонстрировать, что образовательная система может быть гибкой, может совершенствоваться. В рамках национальных проектов школы – это ресурсные центры не только для образовательной деятельности, но и в целом ресурсные центры для развития села" – подчеркнул Андрей Фурсенко.
Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки России.