Евгений Ямбург. Народ хочет знать
Опубликовано 08 декабря 2005В последнее время участились телефонные звонки с одними и теми же вопросами: что происходит в образовании? каких изменений ожидать в ближайшее время? Спрашивают родители, коллеги и журналисты (!). В том числе и те, кто по долгу службы призван освещать реформы "шаги саженьи". В разговоре с последними неизменно отшучиваюсь: "Ведь это от вас в первую очередь мы должны узнавать о грядущих преобразованиях". В ответ получаю укоры: "Не надо иронизировать. Вам изнутри виднее, чем все это обернется для школы".
Любопытная получается ситуация. Средства массовой информации переполнены сообщениями о грандиозном национальном проекте, а люди, как рядовые граждане, так и специалисты, не могут взять в толк суть происходящего. Почему так? На мой взгляд, есть несколько причин такого странного положения дел.
Благородство намерений президента, поставившего цель улучшить качество жизни, не вызывает сомнений. Но люди по своему печальному опыту слишком хорошо знают, куда ведет дорога, устланная благими намерениями. Корявое начало процесса монетизации льгот тому ярчайший пример. С пенсионерами еще как-то разобрались, но право на бесплатный проезд детей-инвалидов к месту лечения так и не восстановлено. Попробуйте привезти больного ребенка в Москву из Хабаровска при ежемесячных выплатах 550 р. и цене билета 24 тысячи.
Черт всегда таится в подробностях. Судьбоносные подробности, определяющие истинное положение дел в любой сфере жизни, формирует у нас глобальный Минфин во всех его ипостасях, от КРУ до казначейства включительно. Складывается такое впечатление, что эти структуры постоянно нацелены у нас только на одну специфическую хирургическую операцию - кастрацию. Поскольку делают все возможное для того, чтобы любой набирающий жизненные соки проект не смог оплодотворить собою жизнь.
Стоило школам научиться зарабатывать деньги, как немедленно длань казначейства была наложена на эти скромные средства. Повышение заработной платы учителей в Москве немедленно обернулось сокращением оплаты за проверку тетрадей и снижением доплат за участие в экспериментальной деятельности. Все эти "мелочи", почувствовать которые действительно можно только изнутри, подрывают доверие людей к любым властным инициативам. Я совершенно не разделяю мрачную "теорию заговора", якобы имеющего цель блокировать любые полезные людям начинания. Скорей всего мы имеем дело с привычной ситуацией, когда левая рука не ведает, что творит правая.
Есть ли лекарство от нашей извечной межведомственной неразберихи? Есть, и оно известно. Коль скоро проект объявлен общенациональным, то реализовывать его предстоит всем миром. Ситуация, когда "у власти в лоне что-то зреет", а граждане питаются слухами, недопустима. Народ хочет и вправе знать о национальном проекте все, вплоть до мельчайших подробностей. Необходимо постоянное публичное обсуждение в прессе хода его реализации. Только так власть получит обратную связь, без которой невозможно достижение поставленных целей.
Евгений ЯМБУРГ, директор школы.