Поволжский Образовательный Портал

В новом году 2,5 тысячи учеников и студентов получат по 60 тысяч рублей

Опубликовано 14 декабря 2005

Об этом стало известно на Всероссийском совещании в Подмосковье, на которое министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко собрал руководителей органов управления образованием всех регионов России. Совещание проводится дважды в год, но нынешняя встреча была особой. В первый раз управленцы образованием собрались вместе после представления президентом Национального проекта "Образование".


Отныне "продвигать" идеи Национального проекта в массы будет только что созданный при министре межрегиональный Совет. Об этом сообщил Андрей Фурсенко. Девять членов совета - руководители органов управления образованием федеральных округов России, а также из Санкт-Петербурга и Москвы. По словам министра, они будут не только координировать ход реформ в образовании, но и регулировать информационную политику, доводя до регионов все идеи и нововведения. Ведь кое-куда, например, на Чукотку, многие нормативные документы доходят с опозданием или не доходят вовсе.

Одной из первых тем, которые обсуждал новый совет, стали гранты талантливой молодежи. Решено, что конкурс начнется в июле следующего года, а возраст участников - от 14 до 25 лет - позволит побороться за звание победителей и школьникам, и студентам, и аспирантам.

Каждый из 2,5 тысячи победителей, имена которых станут известны в ноябре 2006 года, получит грант 60 тысяч рублей. Выдвигать на денежную премию будут не только органы власти, учебные заведения, но и общественные организации. Это позволит участвовать в конкурсе даже служащим в армии.

- Наша задача - поддержать наиболее способных, - сказал директор департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей минобрнауки Сергей Апатенко. И тут же полушутя нарисовал условный портрет потенциального победителя: "Мы бы хотели выделить человека, который, допустим, выдумает велосипед с квадратными колесами, осуществляющий вертикальный взлет".

Имена лучших занесут в федеральный банк данных, который минобрнауки начнет формировать в новом году. Из этого банка в перспективе работодатели смогут подбирать себе достойных специалистов.

Интересно, что, например, в Московской области уже второй год молодежь поощряют подобным образом.

- У нас ежегодно премии получают 800 самых толковых ребят, - заметила министр образования Московской области Лидия Антонова.

Принято решение "сблизить" конкурс "Учитель года России" и нацпроект "Образование" в той его части, которая предусматривает президентские премии в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей.

- По сути дела, речь идет о том, чтобы отбор лучших стал первым этапом всероссийского конкурса "Учитель года", - пояснил Андрей Фурсенко.

С 1 января для поддержки российских педагогов вводится надбавка за классное руководство в одну тысячу рублей. Однако учителей волнует, не испарятся ли с этой новой прибавкой уже действующие, которые выделяют регионы? Ведь для учителя каждый рубль на счету.

- Доплата за классное руководство вводится дополнительно из федерального бюджета к действующим региональным и муниципальным надбавкам, - заверил замдиректора департамента госполитики в образовании минобрнауки Игорь Реморенко. Более того, министерство будет строго следить, чтобы региональные "бонусы" классным руководителям не снижались.

При "раздаче" доплат преимущество будет на стороне классных руководителей из сельских школ, причем в классе должно быть не менее 14 человек. Для городских школ - минимум 25 учеников в классе.

Одна из важнейших проблем, которую еще предстоит решить минобрнауке, - переход на нормативно-подушевое финансирование учебного процесса. Его суть - "деньги идут за учеником", когда финансирование учебного заведения рассчитывается по количеству учащихся в школе. В 2006 году эта задача должна быть решена. Заметим, что министерство уже несколько лет проводит соответствующий эксперимент в нескольких регионах страны. Неразрывно с новым принципом финансирования школ связан переход к отраслевой системе оплаты труда педагогов. Она- один из приоритетов, названных главой государства. Соответствующие предложения уже представлены в правительство. В основе отраслевой системы - базовые ставки по уровням образования учителей и их дифференциация в зависимости от стажа, должности и типа школы.

- Самое опасное для нас сейчас - недопонимание, - подчеркнул министр Андрей Фурсенко. - Отсутствие полной информации у непосредственных участников нацпроекта - учителей и родителей.

Вторая проблема, по словам Фурсенко, - неготовность системы к переменам. Те же критерии отбора лучших школ или лучших учителей, предложенные министерством, отличаются от привычных критериев оценки работы учителя или деятельности школы. А вот насчет контроля за деньгами, выделяемыми на новые проекты, у министра никаких опасений нет. "Есть как минимум 15 структур, которые уже занялись этим контролем, - поделился Фурсенко. - С нашей же стороны контроль один - максимальная гласность. Вся информация будет доступна на наших сайтах".

Об этом сообщает Российская газета.

Другие матералы рубрики: