Образование не для всех
Опубликовано 20 декабря 2005В отличие от ЮНЕСКО, избравшей в качестве своей стратегии лозунг «Образование – для всех», российская система образования нацелена только на самые обеспеченные слои населения, заявили в Госдуме участники парламентских слушаний. Поэтому на одного учителя государство тратит 43 руб., а на одного заключенного – 48 руб. в день.
В среду российское общественное движение "Образование – для всех" отпраздновало 60-летие ЮНЕСКО парламентскими слушаниями. Устроители сравнивали стратегию ЮНЕСКО с образовательной политикой в России. Сравнение вышло не в пользу последней.
По мнению депутатов, образование в России антидемократично и элитарно, его государственное финансирование стремится к нулю, из-за чего учителя нищенствуют, а школы разрушаются и закрываются.
Как заявил зампред оргкомитета российского движения "Образование – для всех" Александр Бузгалин, в основу одноименной стратегии ЮНЕСКО и стратегической линии российского реформирования образования положены принципиально разные цели. В отличие от ЮНЕСКО "в России взят курс на элитарное образование для самых обеспеченных слоев населения, ориентированный исключительно на конъюнктуру рынка", сообщил он. Эта линия, считает Александр Бузгалин, чревата "отсечением от качественного образования менее обеспеченных слоев населения", а затем и созданием "бесконечно себя воспроизводящих замкнутых гетто нищеты".
По словам первого заместителя председателя комитета по образованию и науке Государственной думы Олега Смолина, в последнее время Россия все сильнее отстает в области образования от развитых стран мира. В первую очередь это происходит из-за сокращения государственного финансирования образования. В 2005 году, по данным Смолина, по этой причине впервые с начала 90-х годов на 8% был сокращен прием в вузы на бюджетные (бесплатные) места. А с 1 января 2006 года из-за отмены льгот на выплату налогов на землю и недвижимость для учебных заведений следует ожидать повышения стоимости образования для тех, кто учится на платных местах, пообещал он.
Более того, как опасается президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Гавриил Поляковский, они и вовсе начнут вскоре разоряться и закрываться.
Дело в том, что помимо необходимости платить очень большие налоги с принятием закона № 122, известного как "закон о монетизации льгот", негосударственные школы и вузы одновременно лишились финансовой поддержки государства, гарантированной им прежним законом. Единственное исключение составляет Москва, власти которой продолжают финансирование негосударственных школ из городского бюджета, а значит, массового банкротства московские негосударственные учебные заведения могут не опасаться. Однако остальным российским регионам делать такие выплаты не под силу, подчеркнул Поляковский. Это означает, что на местах частным школам и вузам предстоят нелегкие времена, и переживут их не все.
В целом же, как подчеркнули участники слушаний, в России ежегодно закрывается около 1 тыс. учебных заведений разного уровня обучения.
Так, в 2004/05 учебном году были закрыты 919 учебных заведений, в 2003/04-м – 1411, в 2002/03-м – 1058.
Отсутствие необходимых для образования бюджетных средств, по словам члена программного комитета ЮНЕСКО по информации Константина Колина, держит на катастрофически низком уровне и зарплату учителя. По приведенным им данным, учитель младших классов с дипломом педуниверситета получает в России в среднем 1,5 тыс. руб. в месяц, а учитель с дипломом педтехникума – 1,25 тыс. руб. "После вычета всех налогов получается, что на содержание одного учителя в день остается 43,6 руб. В то же время содержание в тюрьме одного заключенного обходится российской казне в 48 руб. в день, а одной охраняющей заключенных собаки – 40 руб. в день", – подчеркнул он.
Из-за отсутствия средств многие образовательные учреждения не ремонтируются годами и теперь, по словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, находятся в ужасающем состоянии. По его данным, к 1 сентября 2005 года 333 российские школы "были полностью запрещены к открытию", а 27% всех российских школ "были приняты условно: многие из них не имели канализации, водопровода, средств противопожарной безопасности". "А мы тем временем тратим бешеные деньги на неоправданные и непродуманные эксперименты вроде ЕГЭ", – подчеркнул он.
Все наболевшие проблемы участники слушаний договорились вынести на заседание Конгресса российского образовательного сообщества, который намечено собрать в феврале 2006 года. Там, ссылаясь, в частности, на опыт образовательного проекта ЮНЕСКО, они потребуют от властей прекратить "агонию русской школы".
Впрочем, ЮНЕСКО точку зрения на "агонию" российского образования не разделяет.
Как рассказал "Газете.Ru" начальник отдела образования и науки секретаря комиссии по делам ЮНЕСКО Валерий Сахаров, "в нашем образовании все не так ужасно". По его словам, практически по всем показателям Россия занимает "нормальные позиции". Единственным исключением, отметил он, является "проблема качества образования, особенно начального". "Низковато" и госфинансирование образования: "достаточным", как считают в ЮНЕСКО, считается, когда на образование идет 5--6% ВВП страны. В России в 2005 году на образование было направлено около 4,5% ВВП.
Об этом сообщает сайт gazeta.ru