Н.И.Пустотин: Доступность и качество образования - главная цель реформ
Опубликовано 21 декабря 2005Как сообщает пресс-центр правительства Ленинградской области, вице-губернатор Ленинградской области Николай Иванович Пустотин ответил на вопросы, касающиеся реформы образования.
Николай Иванович, на Ваш взгляд, в чем главная суть системы нормативного финансирования школ, предложенной министерством образования? И как переход на новую систему отразится на сельских школах?
-По сравнению с действующей сегодня системой финансирования учебных заведений, новый принцип куда более эффективный и прогрессивный. Существовавшие прежде нормы позволяли осуществлять сметное финансирование бюджетных учреждений, но не создавали новых механизмов более эффективного расходования бюджетных средств. Предусмотренное реформами подушевое финансирование создает стимулы для самих образовательных учреждений к оптимизации расходов. Каждый муниципалитет будет знать, сколько он получит денег не на учебные заведения, а на конкретное количество учеников. Таким образом, мы перейдем от финансирования образовательного учреждения к финансированию образовательной услуги.
Расходы на обучение будут рассчитываться для каждого муниципального образования исходя из численности учащихся, нормативов финансирования и поправочных коэффициентов. Применение коэффициентов, учитывающих объективные особенности сельских школ, позволит финансировать их по потребностям, и ни в коем случае не приведет к ухудшению обеспечения денежными средствами.
Как Вы относитесь к идее перехода на отраслевую систему оплаты труда учителей? И как учитывать не только количество часов, но и качество преподавания?
-Мы поддерживаем предлагаемую систему формирования заработной платы, основанную на учете не только отработанного педагогами времени, но и качества преподавания. Однако отдельно оплачивать качество преподавания, по-моему, нецелесообразно, поскольку оно уже учитывается при аттестации учителей и присвоении им квалификационной категории. К тому же на данный момент критерии оценки качества образования не разработаны на федеральном уровне.
Поэтому считаю, что оплачивать труд учителя за качество преподавания целесообразнее не в "штатном режиме", а предоставить возможность материального поощрения педагога различным уровням управления образованием.
Какие основные определения должно, на Ваш взгляд, включать понятие "Классный руководитель"? Какова сфера ответственности классного руководителя?
-Классный руководитель - это не только учитель, но и воспитатель, духовный посредник между обществом и ребенком. Прежде всего, наставник ребят, должен создать атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения в классе, стимулировать в ребятах интерес к учебе, во взаимодействии с семьей способствовать социализации воспитанников, защищать интересы детей.
Сегодня, в соответствии с федеральным законом "Об образовании" обязанности "классного" определяются уставом школы. Конкретные же формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе, и в конкретном детском коллективе, традиционного опыта воспитания.
Сколько сегодня доплачивается областному учителю за классное руководство? Позволит ли повышение выплат за классное руководство улучшить качество внеклассной работы? Какова судьба классных руководителей в сельских школах?
-Классное руководство - это тяжелая работа, требующая от учителя огромных эмоциональных, душевных затрат. Объем ее нормируется не учебными часами. Классный руководитель часто работает без выходных и праздничных дней. Если же рассматривать труд "классного" в сельской местности, то функционально его работа не отличается от работы коллеги в городской школе. Вместе с тем, сельский учитель, в силу специфики сельского социума, часто выступает в роли не только наставника для своих воспитанников, но и организатора культурной жизни на селе, принимает участие в решении многих социальных задач в семьях своих учеников. Так сложилось, что эта работа учителя по достоинству никогда не оценивалась. И предполагаемое повышение выплат за классное руководство - это необходимый шаг для устранения дисбаланса между большим объемом работы классного руководителя и низкой оплаты за нее.
Сегодня в Ленинградской области средний размер надбавки классным руководителям - 400 рублей. В этом году, еще до объявленной Президентом РФ Владимиром Путиным инициативы, направленной на повышение объемов материального стимулирования труда классного руководителя, мы провели областной конкурс "Самый классный классный". Призовой фонд конкурса составил 60 тысяч рублей. По его итогам три победителя были награждены дипломами и ценными подарками.
Какие еще формы поддержки лучших учителей и лучших школ действуют сегодня в Ленобласти?
-Начиная с 1995 года мы проводим ежегодные областные конкурсы "Учитель года", "Студент года" и "Школа года". По итогам этих конкурсов вручаются премии губернатора Ленинградской области. Победители конкурса "Учитель года" получают премии по 7,5 тыс. рублей, лауреаты по 3 тысячи рублей. Победителям "Студента года" полагаются премии по 1,5 тыс. рублей, 10 лауреатам вручаются премии по 900 рублей. Коллективам-победителям конкурса "Школа года" в сумме мы выплачиваем 75 тысяч рублей по номинациям: городская школа; сельская школа; дошкольное образовательное учреждение; учреждение начального профессионального образования; коллективам-лауреатам конкурса "Школа года" в сумме 30 тысяч по тем же номинациям. Помимо вышеперечисленных конкурсов в области традиционно проводится конкурс воспитательных систем, применяемых в школах. Призовой фонд конкурса составляет 90 тысяч рублей.
Учитывая особые заслуги в развитии системы образования Ленобласти педагогов, которым было присвоено почетное звание "Народный учитель СССР", Постановлением губернатора Ленобласти с 1 января 2000 года установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в размере 3000 рублей.
Существует ли в Ленобласти четкий порядок сбора средств на ремонт, покупку литературы и т.д. с родителей учеников? Может ли школа обязать сдать указанную сумму?
-По закону школа независимо от ее организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов.
Привлечение средств должно осуществляться на основе договорных отношений. Кроме того, средства должны поступать строго по безналичному расчету, что исключает возможность сбора наличных средств с физических и юридических лиц работниками образовательных учреждений. Администрация школ обязана отчитаться перед родительской и педагогической общественностью о том, на какие именно цели израсходованы привлеченные дополнительные средства.
Какие формы стимулирования молодых специалистов, приходящих на работу в образовательные учреждения, существуют в области?
-Сегодня молодым педагогам, поступающим на работу в школу, выплачиваются подъемные в размере 15 тысяч рублей. Кроме того, мы устанавливаем доплаты молодым специалистам, имеющим седьмой и восьмой разряды ЕТС, в размере разницы между величиной ставки этих разрядов и ставкой девятого разряда.
Как повлияет реформа МСУ на развитие системы образования Ленинградской области?
-В результате проводимой реформы управление муниципальными системами образования будет осуществляться на втором уровне, то есть на уровне 18 муниципальных районов, которые и будут учредителями муниципальных образовательных учреждений.
Создавая муниципальные органы управления образованием, крайне необходимо обеспечить их достаточным количеством высококвалифицированных специалистов. Это необходимое условие для того, чтобы в полной мере обеспечить реализацию всех полномочий, отнесенных к компетенции муниципальной власти в сфере образования. Органы местного самоуправления будут нести ответственность за обеспечение среднего (полного) общего образования.
Наряду с этим из их полномочий исключается ответственность за организацию и обеспечение специального (коррекционного) образования и воспитание детей, лишенных попечения родителей - эти полномочия переходят на уровень региона.
Также в полномочия субъектов РФ включаются вопросы финансирования заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений посредством выделения субвенций. Средства на зарплату работникам детских садов и учреждений дополнительного образования детей остается на уровне муниципального района.
Кроме того, из областного бюджета в каждый муниципальный район будут выделяться средства на развитие и совершенствование учебно-материальной базы. Ранее это не было предусмотрено, и средства на укрепление и развитие материально-технической базы, в том числе проведение ремонтных работ, предусматриваются в бюджетах муниципальных образований.
Не сомневаюсь, что при грамотной реализации поставленных задач и активном взаимодействии всех уровней власти, муниципальных органов управления, поддержке гражданских институтов мы, преодолеем имеющиеся трудности и построим в регионе один из лучших образцов доступного и качественного образования.
Об этом сообщает сайт Regins.ru