Евгений Ямбург:Необходимость сделать наше образование менее схоластичным, нацеленным на практическое применение знаний не вызывает сомнений
Опубликовано 22 декабря 2005Нуждается ли наше образование в реформировании? Что за вопрос? 15 лет мы только тем и заняты. Правда, в последние годы, дабы не возбуждать общественность пугающим словом "реформа", происходящие в системе образования изменения облекают в иные термины: "модернизация", "национальный проект".
Есть ли смысл в наших попытках сдвинуть дело с мертвой точки? Его еще 20 лет назад мне помог уяснить один из выпускников школы, золотой медалист, так охарактеризовав итог своего обучения: "У меня знания обширные, но смутные".
Необходимость сделать наше образование менее схоластичным, нацеленным на практическое применение знаний не вызывает сомнений. Важнейшими показателями качества образования во всем мире считаются умения формулировать проблему, собирать и обрабатывать информацию, работать в команде. Приобрести все эти необходимые современному человеку качества помогает участие детей в проектной деятельности.
Постепенно метод проекта стал внедряться и в практику работы российских школ. И все бы ничего, когда бы не наша поразительная способность любое полезное начинание доводить до абсурда. Коль решили бороться с пьянством - обязательно закончим вырубкой виноградников. Открыли для себя метод проектов - огнем приказов и мечом проверок заставим всех, построившись в колонну по четыре, короткими перебежками бежать впереди прогресса.
Грозный приказ департамента образования Самарской области предписывает отводить на метод проектов уже в начальной школе (3-4-е классы) 68--85 учебных часов в год. В основной школе (5-9-е классы) - 105-122 часа. Вопрос даже не в том, много это или мало. (Хотя тенденция последних лет - неуклонное сокращение учебных часов, отводимых на изучение предметов, проводимое под флагом борьбы с перегрузкой учащихся.) Тут бы за отведенное время успеть научить читать, писать и считать.
Но корень зла не в этом, а в неистребимом желании в сжатые сроки загнать всех в рай, невзирая на индивидуальные личностные качества педагогов. Последние годы, громко говоря о необходимости учета личностных качеств ребенка в обучении, мы почему-то совершенно игнорируем индивидуальность учителя. Реформатором он представляется машиной, способной после включения переработать любые инновации.
Мало кого волнует то обстоятельство, что к любому виду деятельности, включая и сложную проектную, нужно иметь особую предрасположенность, обладать необходимыми для нее способностями. В противном случае, когда педагог надевает модный, но сшитый не по нему костюм, он выглядит гротескно, а его деятельность превращается в фарс.
Но еще более фантасмагорично выглядят попытки администраторов загнать живое дело в прокрустово ложе формализованных показателей. И здесь Самарская область впереди планеты всей. Там проектная деятельность оценивается в баллах по трем уровням и трем показателям: решение проблем, работа с информацией и коммуникация. Школы, подсчитывая баллы, пишут отчеты. Иначе не пройдешь аттестацию. Одним словом, пошла писать губерния.