Герман Греф: Убрать государство из коммерции
Опубликовано 26 декабря 2005Экономику тянет назад отсталость инфраструктуры, и здесь государству придется тратиться. Так обозначил вчера одну из приоритетных целей на 2006-й и последующие годы министр экономического развития и торговли Герман Греф, выступая перед студентами Высшей школы экономики. По его мнению, за 2005 год власти удалось создать задел для структурных преобразований в экономике.
Герман Греф попытался одновременно и "вынести вердикт" уходящему году. Главную головную боль правительства, инфляцию, хоть и удастся удержать в этом году на уровне 11 процентов, но это на целых 2,5 процента больше, чем в январском прогнозе минэкономразвития и минфина. "Мы исходили тогда из оценки мировых цен на нефть на 10 долларов меньше, и потому другого результата ожидать было нельзя", - признал Герман Греф.
"Двигателем экономики нефть и газ уже не будут". Сделав такое заявление, министр тем не менее заинтриговал аудиторию, сообщив, что в январе будут определены меры, стимулирующие разработку новых месторождений. Вероятно, будет "вброшена" свежая инициатива, поскольку изменение шкалы НДПИ и предоставление налоговых каникул - вопрос принципиально решенный.
Тема конкуренции стала для министра тем углом зрения, под которым он "препарировал" задачи-2006. "Национальная идея может быть только одна - конкурентоспособность, то есть то, что стимулирует развитие", - сказал Греф, прагматично сузив философское понятие до "размеров" экономического термина. По его словам, задача минэкономразвития и будет состоять в создании максимального числа конкурирующих площадок. Для выполнения такой задачи нужно, по Грефу, продолжение административной реформы, на которое министр отвел как минимум 10 лет. Теперь движению вперед мешает та самая архаичная, занимающая 72-е место в мировом рейтинге, инфраструктура нашей экономики.
А чтобы создать соответствующий потребностям роста "каркас", нужны государственные инвестиции: "Частный бизнес не будет вкладывать деньги в строительство взлетных полос или портов". Отвечая на вопрос "РГ", Герман Греф заявил, что выступает за финансирование из Инвестфонда создания дорожной инфраструктуры, упомянув недавние инициативы минтранса по строительству скоростных трасс в мегаполисах. Он также назвал важнейшим проектом создание сети аэропортов-хабов. Пять-шесть хабов требуют, по его выражению "копеечных" инвестиций государства в 2 миллиарда долларов, но смогут приносить в год гораздо больше.
Но одновременно министр обозначил свою решимость "убрать государство с площадок, где возможна конкуренция, и усилить его присутствие там, где нужно создать правила игры". Это будет инструментом для диверсификации экономики, чтобы Россия могла войти в группу передовых стран, сделавших ставку на производство интеллектуальных услуг, дающих 70 процентов добавленной стоимости.
Но обозначив стратегию перехода к "экономике знаний", министр не мог уйти и от гораздо более близких по времени проблем. Он сообщил, что в 2006 году в России будет продано примерно 1,5 тысячи государственных предприятий, включая такие знаковые, как "Связьинвест". Отвечая на реплику научного руководителя ГУ-ВШЭ и экс-министра экономики Евгения Ясина, почему в этом году продаются мелкие компании, Герман Греф сорвал аплодисменты: "Мы же не виноваты, что "Сибнефть" вы продали до нас". По его наблюдениям, многие руководители ГУПов пытаются препятствовать приватизации: "Идет битва за госсобственность". Потому-то план на каждый год начинается с 4 тысяч госкомпаний, потом падает до 1,5 тысячи, а реально продается 800-900.
По материаллам Российской газеты.