Минобрнауки активно готовится к тому, чтобы сделать бизнес-сообщество законным участником образовательного процесса
Опубликовано 10 января 2006Как стало ясно из исследования аналитического центра "Эксперт", в котором участвовали 50 отечественных компаний, работодатели убеждены: сегодня вузы не в состоянии самостоятельно дать выпускнику актуальные специальные знания. И поэтому, не дожидаясь, пока их участие в образовании будет оформлено законодательством, проводят параллельную реформу своими силами.
Крупные компании втягивают в себя нужные вузы: формируют учебные программы, для лучших студентов организуют спецкурсы, проводят мастер-классы для преподавателей. Организации среднего бизнеса создают профессиональные ассоциации, которые идут на сближение с вузами, предъявляя требования к подготовке выпускников. И хотя сами работодатели утверждают, что цепочка "предприятие - вуз - студент" уже выстроена, в министерстве не разделяют таких оптимистических взглядов.
- Тема сотрудничества вузов и работодателей сегодня очень популярна, - говорит заместитель начальника департамента государственной политики в образовании минобрнауки Федор Дудырев. - Но ни один ректор сегодня не скажет с уверенностью, что эта цепочка окончательно сложилась. Более того, "замыливание" темы дает чуть ли не обратный эффект: некоторые вузы используют сотрудничество с бизнесом в качестве маркетингового хода для привлечения студентов. Анонсируют образовательные программы с учетом требований бизнес-сообщества, а на деле ничего подобного не дают.
По данным исследования, мало кто из работодателей понимает двухступенчатую - "бакалавр-магистр" - систему обучения в вузах. В ходу мнение, что бакалавр - незаконченное высшее образование. Кстати, не секрет, что так же думают и многие вузовские преподаватели. Предложение от работодателей образовательным чиновникам - определить статус диплома бакалавра для разных отраслей.
Но вместе с тем сами работодатели отмечают: сегодняшний рынок труда переполнен специалистами с высшим образованием, которые работают на должностях, не требующих такой высокой квалификации.
Судя по результатам исследования, крупным компаниям все равно приходится тратить еще по крайней мере пару-тройку лет, чтобы доучить выпускника вуза до нужного компании уровня. По словам директора центра "Эксперт" Андрея Шмарова, представителей бизнеса беспокоит, что многие выпускники не умеют применять на практике полученные знания и не умеют работать в команде. Этому бизнесмены готовы учить новичков в собственных корпоративных университетах.
- Бизнес и система высшего образования - не антагонисты, а партнеры, - считает Федор Дуды-рев. - Чем теснее взаимодействие работодателей и вузов, тем в большей степени подготовка выпускников отвечает требованиям работодателей.
Мария Агранович.