Интервью Андрея Фурсенко программе Вести
Опубликовано 27 января 2006Ведущий: Сегодня 7 миллионов российских студентов с полным правом отмечают свой профессиональный праздник. С прошлого года указом президента 25 января считается официальным днем студенчества. Государственная Дума приурочила к сегодняшнему празднику несколько существенных поправок к закону об образовании и сегодня министр образования и науки Андрей Фурсенко посвятил значительную часть рабочего дня ответам на вопросы студенческих СМИ.
Что изменится в жизни студентов и школьников, а также тех, кто их учит, в ближайший год? Об этом мы поговорим с министром образования и науки, который только что приехал в нашу студию.
Андрей Александрович, добрый вечер.
Андрей Фурсенко: Добрый вечер.
Ведущий: Вы только что встречались со студенческой прессой. Разговор получился?
Андрей Фурсенко: Можно я сначала поздравлю все-таки студентов с праздником. Это замечательный день, он давным-давно праздновался, а сегодня он впервые празднуется на абсолютно законных формальных основаниях. И желаю всего самого лучшего студентам и главное - успех в их будущей жизни, не только во время учебы, но и после нее.
Ведущий: О чем вас больше всего спрашивали? Какие проблемы для студентов сегодня самые больные?
Андрей Фурсенко: Качество образования, то, что будет после того, как они закончат университет, какие новости, какие предложения сегодня существуют, какие проекты будут реализовываться в ближайшее время по реформированию, по модернизации системы образования.
Ведущий: Сегодня утром в своем обращении к студентам вы перечислили самые острые проблемы студентов и пообещали их решить. Это молодежная безработица, жилищный вопрос и льготное кредитование обучения. Действительно пути решения этих проблем уже понятны?
Андрей Фурсенко: Знаете, как, обещать решить все проблемы - это было бы слишком рискованно с моей стороны. Я сказал, что мы вместе должны на эту тему работать. Что касается кредитования, кредитования не только самого процесса обучения, но и жизни во время обучения, я считаю, что это одна из самых острых проблем. Потому что для студентов стоит проблема не только поступить в вуз, но и как жить в это время, каким образом получать деньги. Абсолютно ясно, что стипендии на эту жизнь не хватит.
Ведущий: Кстати, стипендии с января увеличатся.
Андрей Фурсенко: Стипендии увеличатся в организациях среднего профессионального образования, увеличатся аспирантам и докторам, но все равно их недостаточно. Честно говоря, никогда стипендии не хватало на то, чтобы нормально жить. Студентам с одной стороны всегда приходилось как-то подрабатывать или обращаться за помощью к родителям. Мы считаем, что надо создать законодательную основу для получения студентам субсидий, чтобы они имели возможность на эти субсидии жить с тем, чтобы потом они могли, когда начнут работать, либо отдать, либо отработать.
Ведущий: Сегодня ГД ужесточила контроль за лицензированием вузов и одновременно упростила процедуру их аккредитации. Что эти поправки дадут?
Андрей Фурсенко: Они уменьшат формализм в вопросах лицензирования, с другой стороны, позволят более жестко контролировать качество знаний, которые даются в наших высших учебных заведениях.
Ведущий: Освобождать от вузов-однодневок так называемых.
Андрей Фурсенко: Освобождать от вузов, которые знаний не дают и умения не дают, а дают дипломы, кстати, государственного образца. При этом я хочу сказать, что мы сейчас считаем крайне важным, что во всех процедурах лицензирования, аккредитации, проверки качества привлекаются представители работодателей. Мы начали этот процесс, когда мы работаем над совершенствованием образования вместе с представителями бизнеса, с представителями науки, чтобы это не оставалось внутренним делом самих вузов или самого образовательного сообщества.
Ведущий: Еще к сегодняшним решениям парламентариев. С 14 до 15 лет увеличен возраст учеников, учащихся учебных заведений, которые могут быть отчислены. Что эта мера даст? Вот этот год, в чем его принципиальное значение? Потому что хулиганят и в 14, и в 15 лет одинаково.
Андрей Фурсенко: И в 10 хулиганят. Я думаю, что наша задача - это сделать так, чтобы школа, учитель в большей степени ощущала ответственность за учеников. На это направлены и меры в рамках национальных проектов: это повышение оплаты за классное руководство, это выделение, когда мы выделяем лучших учителей, мы как раз особое внимание обращаем на воспитательную работу, которую ведет учитель. Но при этом, оказывая поддержку, мы должны и более жесткие выставлять требования. И когда учитель понимает, что он должен нести ответственность за этого школьника, что он не может просто избавиться от него, наверное, с самого начала он будет подходить более серьезно к процессу воспитания.
Ведущий: Андрей Александрович, 27 января вы планируете рассказать депутатам Думы о модернизации системы образования. О чем будете говорить в первую очередь? Можете поделиться какими-то успехами уже в рамках национальных проектов? Вы же сказали, что этот год будет переломным в системе нашего образования.
Андрей Фурсенко: У нас определенные успехи есть. Главное, я считаю, это то, что сегодня образование было названо и признано национальным приоритетом. Вот психологический перелом произошел. Сегодня, когда мы общаемся с представителями образования, будь то учителя, будь то руководители системы образования в регионах, будь то преподаватели в вузах, у них другое настроение, они понимают, что государство обратило на них внимание, общество обратило на внимание, и они рассчитывают на поддержку. Мы идем по графику. Сегодня уже перечислены деньги в регионы на выплату надбавок за классное руководство. Есть вопросы, мы очень тесно работаем с руководителями региональных органов образования. Но я абсолютно убежден, что, как и было обещано, классный руководитель в феврале получит эту надбавку.
Ведущий: На тысячу рублей больше.
Андрей Фурсенко: Тысячу рублей больше. При этом в деньгах, которые выделены в регионах, учтены единый социальный налог, учтены районные надбавки, которые приняты соответствующим постановлением правительства. Таким образом единственное, что должен будет выплатить учитель, как со всех доходов, это подоходный налог, а все остальное он получит.
Ведущий: Действительно зарплата педагогов и других работников образования к 2008 году увеличится почти в два раза?
Андрей Фурсенко: Сказать, очень хотелось бы этого добиться. Я думаю, что это станет возможным только при условии, что наряду с поддержкой из бюджетов, бюджетов и федеральных, и региональных, мы сделаем несколько системных реформ, которые мы сейчас уже начали проводить. Это переход на нормативное финансирование, когда деньги в системе образования идут за тем, кто учится, будь то школы, ПТУ, техникумы, вузы, я старые имена употребляю, но они всем известны и понятны. И вторая вещь - это переход на отраслевую систему оплаты труда, когда мы уходим от единой тарифной сетки и когда зарплата зависит не от количества часов, которые учитель, например, проводит в школе, а зависит от качества преподавания, от того, чему и на каком уровне он научил детей. Если мы перейдем, сделаем эти две реформы, то я думаю, что это позволит повысить зарплаты и позволит четко соотнести качество преподавания с теми деньгами, которые платятся учителю.
Ведущий: Андрей Александрович, давайте сейчас перейдем к проблемам высшей школы, тем более, что сегодня день студенчества. Многие СМИ пишут, что вы не подписываете разрешение на участие в выборах ректоров вузов людям, которым больше 65 лет. И, кстати, некоторые журналисты связывают эту информацию с появившимся слухами о вашей возможной отставке. Что вы скажете на это?
Андрей Фурсенко: По поводу возможной отставки я сказать ничего не могу. Знаете, говорят, что слухи об отставке появляются, когда ты начинаешь что-то правильное делать. Может быть, что-то правильное сделал. Что касается выборов ректоров вузов, то есть формальная сторона, я просто выполняю закон. Есть закон, из которого следует, что после 65 лет ректор не должен избираться. По крайней мере, юристы, с которыми я работал, именно так трактуют этот закон.
Ведущий: А назначенцы?
Андрей Фурсенко: И назначаться не должны.
Вторая вещь, менее формальная. У нас сейчас много, в том числе и ректоры, сетуют на недостаточное количество молодежи, которая приходит в вузы. При этом я слышал от нескольких ректоров, вот когда я был назначен ректором 25 лет тому назад, молодежи было гораздо больше. Так может надо просто сделать так, чтобы все возможности, включая возможности задать руководящие посты в вузах, оказались более доступными для молодежи. Поэтому я считаю, что закон, нормы, которые у нас существуют, они абсолютно правильны. И позиции министерства, позиции агентства по образованию в том, что мы должны их неукоснительно соблюдать.
Ведущий: И последний, наверное, вопрос, мало времени остается. Так же в СМИ появилась информация, что ректора вуза, возможно, скоро будут не избирать, а назначать. Насколько вероятно такое?
Андрей Фурсенко: На мой взгляд, это событие невероятное и неправильное. И те предложения, которые исходят от депутатов ГД, заключаются в том, что, сохраняя процедуру выбора ректоров, эти ректоры должны предварительно, в соответствии, опять же, с законом проходить аттестацию. Вот это, собственно говоря, содержится в новых инициативах.
Ведущий: Спасибо, Андрей Александрович, что ответили на наши вопросы. Я напоминаю, что сегодня, в День студента, о том, как в этом году измениться жизнь учащихся и тех, кто их учит, мы говорили с министром образования и науки Андреем Фурсенко.