Станет ли проект «Образование» национальным?
Опубликовано 09 марта 2006Реализация национального проекта «Образование» началась. Из бюджета выделены необходимые средства. Классные руководители уже получили первые доплаты. В регионах идет работа по определению критериев отбора лучших учителей и школ, которые получат президентские гранты. Но одновременно подходы к реализации национального проекта, как и его содержание, продолжают вызывать споры в педагогическом сообществе.
Людмила Цей, председатель Краснодарской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки:
— Отношение профсоюзных организаций к национальному проекту неоднозначно, потому что это не системные меры, а всего лишь попытка точечного улучшения ситуации. Не случайно наш профсоюз предложил правительству блок мероприятий, которые позволили бы не «затыкать дыры», а выстроить кадровую стратегию в отрасли. Если эти предложения будут учтены при разработке системных мер, обеспечивающих повышение социального статуса учителя, то можно будет надеяться на ликвидацию дефицита педагогических кадров и повышение качества образования. Если нет, чиновники обрекут отрасль на глубокий кадровый кризис.
Скажу сразу, что мы не против национальных проектов: любое выделение средств в поддержку учителя, образовательных учреждений, школьников и студентов мы поддерживаем как положительный шаг. Другое дело — готова ли современная система образования к реализации проекта? Речь идет о готовности не только профессионального сообщества, но и общественных институтов, гражданского общества. Нам ведь говорят, что именно они будут оценивать работу учителя и школы. Возникает вопрос — по каким критериям? Какими инструментами будет измеряться «позитивное отношение родителей, местного сообщества к школе»? Как определить эффективность «сочетания принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада»?
Нужно найти ответ на такой вопрос: как будет идти процесс отбора лучших учителей страны, если сегодня не разработан прозрачный механизм материального поощрения учителя, который учитывает конкретные результаты педагогического труда? И на такой: а будет ли данная программа способствовать привлечению в школу учителей, а в педагогические вузы — студентов, связывающих свою будущую работу со школой?
К сожалению, в национальном проекте не нашлось места мерам, обеспечивающим заинтересованность молодежи в выборе педагогической профессии. В нашем крае трудятся лишь 12% учителей со стажем работы до 3 лет, более 18% учителей — пенсионеры. Такое соотношение еще раз подчеркивает серьезность кадровой проблемы в образовании.
Справедливости ради отмечу, что в национальном проекте есть программа, которая сориентирована на будущее — «Поддержка талантливой молодежи». Она, безусловно, будет способствовать продвижению молодежных инициатив, расширению возможностей для их реализации, поскольку школьники и студенты не только получат 5 тысяч индивидуальных грантов по 60 тысяч рублей, но и будут включены в федеральную базу данных талантливой молодежи.
Могу сказать, что наш профсоюз относится к числу тех немногих общественных институтов, которые уже сегодня готовы принять участие в реализации национальных проектов. Мы будем принимать самое активное участие в претворении в жизнь единой государственной политики в области образования, внося в нее те коррективы, которые помогут улучшить жизнь российских работников образования.
Варвара Филинова, председатель Смоленской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки:
— Когда президент выступил с предложением доплачивать за классное руководство по тысяче рублей, люди отнеслись к этому с пониманием: работа классных руководителей трудна, поэтому, конечно, хорошо было бы поддержать их материально. Но вслед за этим к высказываниям президента кто-то добавил сакраментальную фразу — «при класс-комплекте». Если в классе 25 человек, классный руководитель получит тысячу, меньше человек в классе — не получит. К чему же все свелось? К выделению норматива: 40 рублей за воспитание одного ученика в месяц. Чиновники полагают, чем меньше класс, тем меньше работы классному руководителю. При этом не обращается внимание на то, какие ученики сидят в этом классе. С одаренными работать труднее — им нужно особое внимание. Есть коррекционные школы и классы, где может учиться по три-четыре ребенка. Здесь сложность работы классного руководителя вообще не может быть измерена.
Михаил Нянковский, учитель года России-1994:
— Хорошо, что с помощью национального проекта хоть что-то изменится в жизни учительства. Но я боюсь, на этом все и закончится. Гранты, возможно, будут платить и дальше, но ведь речь должна идти о том, что это — только первый шаг, а дальше должна реализовываться политика повышения социального статуса учительства. Если государство не станет платить учителям нормальную зарплату, они будут уходить из школы, и этот процесс будет неостановим. Без учителей, конечно, школа не останется, но говорить о качестве преподавания будет уже трудно.
Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, член Общественной палаты при Президенте РФ:
— Я согласен с тем, что нужно давать гранты учителям и инновационным школам, создавать национальные университеты, вводить современное бизнес-образование. Но все эти меры, сами по себе полезные, зафиксированы в такой размеренности, что не дадут ожидаемого эффекта. Мы оставляем преподавателя на уровне очень низкой базовой зарплаты, и при этом одному учителю на три школы даем грант на сто тысяч рублей. На какой основе мы будем сравнивать учителей? Боюсь, что выбор сведется к тезису: «Пусть начальство назначает!».
Доплаты за классное руководство — шаг в правильном направлении, но они не имеют стимулирующего характера. Дело не в инструменте, а в его наполнении. Эффективной будет доплата за классное руководство в размере от 3 тысяч рублей в среднем по регионам до 7 тысяч в крупных городах — Санкт-Петербурге и Москве. Надеюсь, что коллеги в Минфине РФ под воздействием коллег из Минобрнауки РФ все-таки поймут, что выделяемых денег недостаточно и поставленная президентом задача не решается.
Виктор Шилов, учитель года России-1999:
— С одной стороны, я рад, что классным руководителям заплатят по тысяче рублей. Сегодня они получают 300-350 рублей. Но по каким критериям оценивается работа классного руководителя? Таких критериев нет, как оплачивать эту работу, никто не знает, цифры берутся «с потолка».
Лучшим учителям дадут гранты по 100 тысяч. Но что сможет сделать педагог на эти деньги, какие проблемы он сумеет решить? Квартиру купит? Вряд ли. Этих денег не хватит даже на первый взнос, а ведь нужно будет платить и дальше. Учителю не дадут банковский кредит, его не примут в ипотеку, потому что для этого нужно получать зарплату в 45 тысяч рублей. Во всяком случае в Челябинске такой порядок.
Одним словом, одноразовая выплата, пусть даже солидная, острых проблем в жизни учительства не решит. Нужна хорошая, стабильная зарплата, которая даст учителю уверенность в завтрашнем дне.
Евгений Славгородский, учитель года России-2004:
— Выделение грантов для 10 тысяч лучших учителей может спровоцировать вспышку страстей в педагогических коллективах, а это очень опасно для школы. Не разумнее ли создать каждому учителю комфортные условия работы, дать хорошую зарплату? Для отбора лучших педагогов предлагают использовать конкурс «Учитель года России». Но конкурс профессионального мастерства — это одно, а отбор учителей на гранты — совсем другое. Если все смешивать, то можно погубить и конкурс, и идею национального проекта.
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ:
— Мы приветствуем любой шаг на пользу тем, кто учится и учит, в частности повышение доплаты за классное руководство, подключение школ к интернету и многое другое.
Но мы будем оценивать действия Правительства РФ по результату. Хорошо, что государство решило давать гранты, но не факт, что при российской бюрократической системе мы сможем избежать, с одной стороны, политизации, с другой — кумовства. Ведь не секрет, что Россия по международным оценкам с 90-го места по уровню коррупции переместилась на 126-е.
Создание национальных университетов — прекрасная идея. Но мне довелось быть в Красноярске, где попытка согнать под одну крышу несколько совершенно различных вузов вызвала массовые акции протеста со стороны студентов. Если национальный проект будет осуществляться таким же способом, он может спровоцировать новые массовые акции.
По материаллам сайта Учительская газета.