Реальность нереального
Опубликовано 10 марта 2006Национальный проект "Образование" полностью соответствует принятому в России подходу - произвести системные изменения, опираясь на лучших. У нас принято действовать так: если мы собираемся поправить дела в какой-либо области, то встречаемся с лучшими в этой области, стараемся посоветоваться с ними и поощрить их. О какой бы области ни шла речь - о металлургии, машиностроении, образовании или театральной деятельности, действуют в России именно так. А вот в Финляндии, например, схема действий прямо противоположная: там в образовательном пространстве внимание руководства приковано к отстающим, малоуспешным, именно они пользуются повышенной заботой и получают поддержку. Никто еще не показал, какая схема лучше, а главное, даже если финская схема лучше, как мы сможем поломать многовековую традицию и перейти к ней! Это нереально.
Традиционный для России метод трансформации будет успешным лишь тогда, когда мы получим от лучших честные и ясные ответы на два вопроса.
Вопрос первый. Что вы сделали, чтобы добиться общественного признания? Что в вашей школе такого необычного, что к вам хотят идти учиться? Вы используете новые методики? Вы иначе ориентируете и отбираете учителей? Короче говоря, почему вы, именно вы лично, стали одними из лучших?
Для нужд системных преобразований ответ на этот вопрос должен быть предельно операциональным. В конце концов, речь ведь идет об описании технологии. Именно ответы на этот вопрос, а не мнения тех или иных, пускай самых заслуженных людей должны лечь в основу критериев отбора лучших из необозримого пространства наших школ. Но лучшим мы вправе задать второй, не менее важный вопрос.
Вопрос второй. Можно ли тиражировать вашу образовательную технологию? Можно ли создать инструкции или хотя бы пошаговые рекомендации для школьного коллектива, который хочет стать похожим на ваш? Готовы ли вы приняться за работу по тиражированию вашей технологии и начать ее хотя бы с составления плана, в котором будет обозначен результат, а также время и ресурсы, необходимые для его достижения?
Понятно, что если ответ на второй вопрос будет отрицательным, то системные преобразования с опорой на лучших осуществить не удастся. Придется искать другие пути. Вполне возможно, что лучшие школы уникальны, что каждая из них - это особый неповторимый случай. Тогда, конечно, честь им и хвала, премии и почет, но... Каждая из таких школ - это праздник, но как же нам жить в будни?
Технологичные, операциональные ответы на оба вопроса - это необходимое, но недостаточное условие для трансформации образования традиционным для России методом - методом опоры на лучших. Наверное, ответы придется проанализировать и составить конкретный план мероприятий, определить ресурсы, требующиеся для его осуществления, выработать хозяйственный механизм, который не даст эти ресурсы разбазарить, а план даст провести в жизнь. Вот тогда министр взваливает на себя задачу твердо и последовательно проводить политику понятных преобразований, включая и выбивание ресурсов под понятные действия и жесткое администрирование для соблюдения понятных условий.
В 1968 году Даниэль Кон-Бендит написал на стенах Сорбонны: "Будьте реалистами - требуйте невозможного!" Недавно депутат Европарламента, один из авторов европейской конституции г-н Даниэль Кон-Бендит приезжал в Россию. Беседа была душевной. Мы по обычной русской привычке плакались и жаловались на свои многочисленные беды, страстно спрашивая г-на депутата о его собственном опыте. "Знаете, - сказал он, - все получается. Не так быстро, как мы тогда хотели. Но получается".
Будем реалистами - станем требовать невозможного.