Поволжский Образовательный Портал

За талантливых студентов заплатят… бизнесмены

Опубликовано 14 марта 2006

В Госдуме готовятся принципиальные изменения сразу в несколько федеральных “образовательных” законов. Они, с одной стороны, облегчат молодым россиянам возможность поступать в вуз, а с другой — повысят их ответственность перед работодателями.
    
     Речь идет о так называемых образовательных кредитах (ОК), закон о которых разрабатывается уже в течение двух лет и вот-вот должен быть готов к первому чтению. В чем его суть?

     — Благодаря ОК студент из небогатой семьи сможет получить доступ к качественным знаниям, — поясняет заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Валентина Иванова. — Доля платного образования в России постоянно растет, за свой счет учится уже свыше 56% студентов. К сожалению, практика ссуды на обучение у нас еще развита слабо. Где-нибудь в Швеции считается нормальным взять деньги в банке, получить диплом врача, а потом в течение 20 лет потихоньку возвращать долг и проценты по нему. В последнее время, правда, подобные кредиты появились и в России, но их дают не все банки и не всем студентам. Или под очень высокий процент… Банкиров понять можно: традиции “долгих” ссуд у нас нет, велик риск невозврата.

     Поэтому думцы предложили работодателям подключиться к процессу субсидирования обучения. В будущем возможны два вида договоров между “умом” и “капиталом”.

     Первый заключается между вузом и крупным предприятием, нуждающемся в молодых перспективных кадрах. Скажем, в IT-специалистах. Компания оплачивает обучение группы студентов (10 человек), а потом снимает сливки — выбирает лучших из них. Известно: “мозги” на IT-рынке ценятся чрезвычайно высоко, за талантливого программиста или математика готовы выложить сотни тысяч… Отнюдь не рублей. А тут имеется реальная возможность самим следить за учебным процессом, заказывать спецкурсы, растить перспективные кадры… Если даже один из десяти ребят окажется по-настоящему талантливым, это, по расчетам, уже окупит все затраты.

     Кстати, если будущий работодатель оплатит не менее 2% всех годовых затрат вуза, то он сможет войти в его попечительский совет. Что и вузу полезно, и предпринимателю выгодно — не надо потом переучивать “полуготовых” специалистов.

     Для компаний эта форма сотрудничества интересна еще и тем, что позволит отнести расходы на подготовку специалистов в себестоимость продукции. Это намного удешевит их конечную цену. Причем таким образом можно натаскать не только высоколобых инженеров, но и техников и квалифицированных рабочих. Для колледжей и ПТУ денежное влияние от богатого спонсора окажется спасением, а фирма получит право раскидать затраты по обучению на всю продукцию.

     В Москве, к примеру, один “транспортный” институт уже сотрудничает с железнодорожной компанией по этой схеме, и если раньше за каждую “голову” молодого специалиста приходилось платить из прибыли предприятия, что было довольно накладно, то теперь появилась возможность изрядно сэкономить. А это сказывается на себестоимости перевозок пассажиров…

     Другой вид договора — трехсторонний. К предпринимателю и институту присоединяется банк. Он дает деньги на обучение и следит за тем, чтобы вуз, с одной стороны, хорошо учил, а студент, с другой — хорошо учился. Когда диплом получен, свежеиспеченного бакалавра или магистра приглашают в компанию на испытательный срок. Через год, если руководство убеждается в его ценности и перспективности, юному кадру предлагают заключить более длительное соглашение, при этом компания гасит часть образовательного кредита. Чем дольше и успешнее трудится человек на фирму, тем меньше остается его долг перед банком. А через пять лет он вообще исчезает…

     В советские годы была система обязательного распределения выпускников. Молодых инженеров, врачей, учителей направляли туда, где наблюдалась нехватка специалистов. Естественно, все пытались (и небезуспешно) откосить от чести строить коммунизм в захолустной деревне или воздвигать очередную плотину на Енисее. Государство использовало кнут: “не поедешь — исключим из комсомола” (что было равносильно крушению всей карьеры). Теперь времена другие. За умными и талантливыми выпускниками охотятся, им готовы оплатить учебу, предоставить жилье и прочие жизненные блага. Наверное, это правильно: сладкий пряник на умных людей всегда действовал лучше, чем кнут.
     

По материаллам газеты Московский Комсомолец.
 

Другие матералы рубрики: