Поволжский Образовательный Портал

Как сделать высшее образование доступным

Опубликовано 17 марта 2006

Дима , Тверь : А в чем принципиальная разница образовательного кредита от обыкновенного?

Владимир Рыжков: Речь идет о том, что в сентябре прошлого года я и мои коллеги внесли в Госдуму законопроект " Об образовательных кредитах". Суть его в том, что 100 тысяч выпускников школ могли ежегодно получать кредит на то, чтобы оплатить обучение в ВУЗе. Необходимость этого закона вызвана тем, что сегодня уже 55% мест в Российских ВУЗах - платные. И доля платных мест в каждым годом растет. В то же самое время более половины населения страны относят к бедным слоям. Это означает, что для большинства населения страны высшее образование становится все более недоступным. Для того, чтобы устранить эту несправедливость, мы и внесли свой законопроект. Принципиальная разница образовательного кредита от обычного - в том, что образовательный кредит в соотвествии с нашим законопроектом будет дешевым и долгосрочным. По нашему законопроекту, он будет выдаваться не менее чем на 10 лет, процентная ставка в нынешних условиях была бы менее 10% годовых (в зависимости от ставки рефинансирования) и обслуживать его можно будет начинать только через пять лет после окончания учебы в ВУЗе. На наш взгляд , введение вот такого долгосрочного и дешевого образовательного кредита позволило бы десяткам тысяч выпускников школ реально получить высшее образование.

 2. Лефко , Челябинск : Мне кажется, что такого рода кредит правильнее начать отдавать тогда, когда уже закончил учебу. Захотят ли банки ждать 5-6 лет, когда я закончу учебу? А если я не смогу потом устроиться, кто будет его выплачивать?

Владимир Рыжков: Лефко, спасибо за вопрос , как я уже сказал, именно это и предусматривает наш законопроект. Согласно проекту, 5 или 6 лет учебы студент не платит по кредиту ни копейки и начинает возвращать кредит, только устроившись на работу. В том случае если по каким-то причинам выпускник не может обслуживать на себя кредит, риски берет на себя государство. Определенный контроль за выпускником со стороны банков и государства есть. В прошлом году мы здесь в РИА Новости проводили конференцию с главой ассоциации Российских банков Гарегином Тосуняном. Банки хотят и готовы брать на себя такие кредиты. Риск для банков минимальный по двум причинам: у нас очень добропорядочное население, законопослушное. Невозврат по кредитам в России - менее 1%, рекордный показатель в мире. И государства гарантирует ответственность в тех случаях, когда молодой человек по каким-то причинам не может отдавать кредит. Наш закон не прошел первое слушание еще осенью, тогда требовалось 400 млн рублей, это вообще ничто для бюджета России. Эти деньги пошли бы на субсидирование процентной ставки, то есть рыночная ставка кредитов - 17-18 или 14-15%. Мы их значительно снижаем. Вторая часть - риски, связанные с невозвратом. Пока идет некоторая затяжка с принятием закона, в этом году нет образовательного кредита, к сожалению, в России. Мы предлагаем на 10 лет и на 8%.

 3. Людмила : Когда можно будет взять образовательный кредит по нормальной схеме?

Владимир Рыжков: Людмила, как я уже сказал, к сожалению, в Госдуме закон движется очень медленно. Мы надеялись, что он будет принят еще в прошлом году, и тогда не менее 40 тысяч выпускников школ 2006 года могли бы получить эти кредиты в любом из банков страны. То есть схема такая: выпускник приходит в любой банк, показывает свой аттестат, банк будет смотреть, способен ли он учиться, хорошую ли школу он закончил, на какие оценки он учился, банковский офицер спрашивает, куда он собирается поступать, выясняет, сколько там стоит год обучения. В среднем эта стоимость колеблется от 15 до 35 тысяч рублей в год по России. Ребенок говорит - у меня хороший балл по ЕГ, я буду поступать на экономический факультет. Мне нужно 100 тысяч рублей. Банковский офицер говорит - хорошо, я тебе даю кредит. Но банк дает деньги не все сразу, а по годам. Год отучился, с зачеткой пришел в банк . Банковский офицер говорит - молодец, одни пятерки, держи еще 20 тысяч рублей. Если банк не продлевает, студент обязан вернуть кредит. Это стимулирует хорошую учебу. Студент понимает, что банк будет смотреть за его успеваемостью. Студенту нужно получить хорошую работу, банку нужно, чтобы он деньги отдал, а государство получает хорошего специалиста. ВУЗы при этом получают легальные источники денег. Поэтому они тоже весьма заинтересованы в нашем закона. Этот закон еще и антикоррупционный. По данным минобразования Фурсенко, незаконный оборот в образовании составляет миллиард долларов - это репетиторы, взятки и т.д. В этом законе в итоге заинтересованы банки, родители, ВУЗы - у них появляется многомиллиардный источник развития, деньги будут попадать не мимо кассы, а в кассу. Чаще всего студент даже не будет получать деньги в руки, банк будет перечислять безналичным образом на счет университета . В руки молодому человеку деньги не попадут и не будет лишних соблазнов. Закон поддерживает и министр Фурсенко, он сказал, есть шероховатости в законе, но в целом поддерживает, как поддерживает и профильный комитет, банковское сообщество, вузовское сообщество. На Эхо Москвы была недавно полуторачасовая программа. Закон стоит на первое чтение на май месяц, если все пройдет удачно, июнь, июль - на второе чтение, Президент подписывает, и тогда мы попадаем в бюджет 2007 года. Тогда уже 40-50 тысяч выпускников школ 2007 года смогут обратиться в банки за кредитом. Надеюсь, что дело двинется, такой задержки не будет, как в этом году.

 4. Наталья Семихвалова : Не кажется ли Вам, что независимо от того, будет более доступным образовательный кредит или нет, в основной своей массе малообеспеченные абитуриенты будут выбирать те ВУЗы, где оплата будет меньшей? И где тут решение проблемы? Спасибо.

Владимир Рыжков: Не кажется. Дело в том, что есть прямая связь между стоимостью обучения и будущим заработком. Например, Московские престижные ВУЗы берут очень дорого, но их выпускники зарабатывают в разы больше. Поэтому если выпускник уверен в своих способностях, он может взять кредит на учебу в московском ВУЗе. Если хотите подешевле - это региональные ВУЗы, но выпускники зарабатывают меньше. В конечном итоге все будет зависеть от будущей зарплаты. Один пример меня резанул в свое время. Я вел прием у себя в Барнауле, пришла ко мне мама с дочкой студенткой, обе в слезах. Девочка отлично закончила школу и поступила на факультет дизайна Барнаульского университета культуры, где не было ни одного бюджетного места. Первый год нашли деньги заплатить, продали что-то. Второй год - заняли. Девочка учится отлично. После окончания второго курса пришли ко мне в слезах - хоть в петлю лезть, нечем заплатить, отчисляют. Если бы закон существовал в то время, не было бы никаких проблем - пришла бы в банк, показала бы свой аттестат и зачетку. Проблема была решена, я обратился к ректору, но сколько таких случаев по всей стране, которые некому решить. Поэтому, Наталья, я думаю, что кредит - это выход для очень многих, прежде всего для детей из малообеспеченных семей.

 5. maria , Antwerpen : В Европе, где я сейчас проживаю, университет стоит 500 евро в год для жителей ЕС. Поступить на первый год обучения может любой человек с 18 до 26 лет. Бедным выплачиваются дотации на покупку книг и жилье, после первого года остаются сдавшие эказамены - около половины от обучившихся. Многие за первый год меняют факультеты. Образование в 18 определяется по престижности профессии в молодежной среде, а не способностью индивида к ее выполнению. Оценка собственных способностей и наклонностей происходит в процессе получения знаний. Про конкурсные экзамены в России даже говорить не хочется - весь спектакль затеивается с целью обагащения препов, хоть сразу - взятка, хоть в рассрочку - дополнительные уроки частным образом за деньги, по 25 у.е. за урок, либо в платный сектор по 5 тыс у.е. за год. Вот и вопрос: может ли докторский ребенок продолжить династию, при условии, что родители не берут взяток? И не подумайте, что собственное дитя будет менее дорого, чем любой пациент. Отсюда и коррупция - что образование, жилье оплачивать нечем.

Владимир Рыжков: Мария, я абсолютно согласен с Вашими политическими оценками, так все и есть, могу сказать что мне кажется, что наш законопроект в какой-то части улучшит ситуацию с коррупцией и т.д. Наш законопроект предусматривает два вида образовательных кредитов - собственно образовательный и сопутствующий - на оплату общежития, одежды, продуктов питания. Бывает такая ситуация , что на учебу деньги есть, но их нет на оплату жилья и на то, чтобы купить себе элементарную еду. Наш законопроект это предусматривает.

 6. Савелий , Москва : Российский студент сможет взять кредит только на учебу в стране или образовательный кредит можно взять для учебы за рубежом?

Владимир Рыжков: Савелий, в соотвтетсвии с нашим законопроектом образовательный кредит можно будет взять только на учебу в российском ВУЗе, так как гарантии по нему дает государство. Если Вы планируете учиться за рубежом, то в каждой стране - свои правила.

 7. Анастасия Т. : Объясните, пожалуйста, как закон об образовательных кредитах сможет сделать образование общедоступным? Спасибо.

Владимир Рыжков: Анастасия, если выпускник прекрасно закончил школу и хочет учиться и имеет к этому способности, образовательный кредит открывает для него двери в любой ВУЗ страны, от МГУ до МГИМО, вне зависимости от материального положения. Банкам все равно, какого размера кредит и в какой ВУЗ молодой человек хочет поступать. Банк будет оценивать результаты учебы в школе. Поэтому, на наш взгляд, образовательный кредит сделает высшее образование значительно более доступным.

 8. Вика , Москва : Скажите, а во всех банках берется одинаковый процент за кредит? Если нет, не подскажете, в каких брать его выгоднее? Спасибо.

Владимир Рыжков: Вика, процент во всех банках будет примерно одинаковым. Разница в 1-2 процента. Так что выпускник школы просто сравнит условия в банках своего города и выберет тот банк, который ему больше нравится, но скорее всего разницы никакой между процентами в банках не будет. Наш закон предусматривает, что образорвательный кредит будет выдавать любой банк страны по одинаковым правилам и правительство будет гарантировать эти кредиты и субсидировать часть процентной ставки из бюджет всем банкам без исключения. И это очень удобно для выпускников школ, потому что практически в каждом, даже сельском районе есть отделения банков куда можно обратиться за кредитом, так что схема очень удобная.

 9. Владимир , Красноярск : Сколько "стоит" в настоящее время образовательный кредит?

Владимир Рыжков: Уважаемый Владимир, сегодня в России как таковых образовательных кредитов нет. Банки предлагают обычные коммерческие кредиты на один год под высокий процент. Очевидно, что на таких условиях образовательный кредит не выгоден никому и практически недоступен. Как раз суть нашей инициативы заключается в том, чтобы образовательный кредит в Росси появился как институт, как механизм для всех.

 10.  Кирилл , Москва : Как будет сказываться колебание курса доллара или евро на сумму выплат по кредиту?

Владимир Рыжков: Колебания доллара и евро никак не скажутся на выплаты по кредиту. Потому что кредит выдается в рублях и он не привязан ни к каким валютам. Он будет выдаваться и обслуживаться в рублях.

 11. Димон , Москва : Образование выделено как приоритетная тема предстоящей встречи "Большой восьмерки". Насколько, по-Вашему, это сможет повлиять на изменения в организации образовательной системы в России?

Владимир Рыжков: Уважаемый Димон, встреча "Большой восьмерки" пройдет в этом году у нас в России летом в Петербурге, и я очень надеюсь, что к этому времени закон "Об образовательном кредите" все-таки будет принят Госдумой. Хочу подчеркнуть, что мы разрабатывали наш законопроект в том числе с учетом передового зарубежного опыта. Практически во всех странах где есть платное ВО, существует институт дешевых долгосрочных образовательных кредитов. В России же ситуация пока абсурдная . И недопустимая. Требуя оплаты за обучение более чем от половины студентов страны, государство и общество до сих пор не создали инструмента привлечения дешевых и долгосрочных денег на его оплату. Эту несправедливость мы и предлагаем устранить своим законопроектом.

 12. Василий : Позволит ли система отсрочек от армии для студентов воспользоваться и кредитом, и возможностью вообще закончить образование? А то уйдешь в армию, а каким вернешься - неизвестно. Сможешь ли ты после этого вообще что-то кому-то выплачивать.

Владимир Рыжков: Уважаемый Василий! К счастью, пока речь об отмене отсрочек для студентов не идет. Надеюсь, что эти отсрочки сохранятся. В таком случае можно будет спокойно закончить ВУЗ, начать работать по специальности и вернуть кредит. Хотя к сожалению риск негативного развития событий существует.

13. Вика Шлемина : С чем согласны и в чем не согласны представители других партий и фракций в Госдуме относительно выдвинутого вами закона?

Владимир Рыжков: Дорогая Вика, на словах все фракции Думы горячо поддерживают наш законопроект. Больше того, число его инициаторов растет с каждым днем. Всё новые депутаты ставят под ним свои подписи. Хочу подчернкуть, из всех фракций Думы. Так что надеюсь, что несмотря на бюрократическую волокиту, которой больна, к сожалению, и Госдума, закон будет принят уже в этом году.

 14. с.н.с. Жанатауов Сапаргали Утепович , Алма-Ата : Какие меры предпримет Дума для ослабления степени нетерпимости некоторой части молодежи к "нерусским" из СНГ? Этот фактор стал одним главных при выборе страны обучения для граждан из СНГ.

Владимир Рыжков: Уважаемый Сапаргали Утепович! К сожалению, не могу с Вами не согласиться, проблема такая существует. На сегодняшний день наш законопроект касается только граждан России. Но Вы дали нам хорошую идею. Возможно, при доработке закона ко второму чтению мы распространим его действие на граждан стран СНГ, которые хотят получать образование в российских ВУЗах. Это, кстати, сделает наше образование более привлекательным, и это соответствует российским национальным интересам.

Елена Чурина , Ижевск : Где я могу узнать о кредитах на получение образования более подробно?

Владимир Рыжков: Елена, если Вы имеете в виду существующие кредиты, то Вы просто можете обратиться в Сбербанк, во Внешторгбанк, Вам расскажут о тех коммерческих кредитах, которые существуют. Если Вы хотите почитать наш законопроект, то можете открыть наш сайт Республиканской партии России rprf.ru, и посмотреть раздел "Наши законопроекты".

 16. Андрей , Москва : Можно ли говорить о качественном образовании, которое как бы "покупается"? Ведь многие ВУЗы просто пополняют свой бюджет за счет платников, а их способности к обучению не имеют принципиального значения.

Владимир Рыжков: Андрей, Вы совершенно правы. За последние 10-15 лет количество студентов в России удвоилось по сравнению с советским временем. Произошло это в том числе за счет массового открытия филиалов при одновременном резком снижении качества образования. Сегодня эта проблема четко осознается всеми и министерством образования уже начата работа по ликвидации филиалов ВУЗов по всей стране, которве не обеспечивают качественного образования. Надеюсь, что в ближайшие 2-3 года ситуация будет нормализована, и общее качество высшего образования будет гораздо выше, чем сегодня. К тому же я уверен, что при выдаче образовательных кредитов банки не будут давать кредиты в тех случаях, когда речь идет не об образовании, а об откровенной халтуре. Критерием будет простая вещь - любой банкир прекрасно знает, где настоящий ВУЗ, а где шарашкина контора.

 17. Даша , Москва : Если можете, озвучьте, пожалуйста, соотношение платных и бесплатных мест для абитуриентов г.Москвы. Чем обусловлено количество бесплатных мест? Спасибо.

Владимир Рыжков: Дорогая Даша, в Москве соотношение платных и бесплатных мест такое же, как в России - примерно пополам. Но особенность Москвы в том, что в Москве значительно дороже платные места, в среднем - в 3-5 раз выше, чем по стране. Количество бесплатных мест определено федеральным законом, который гарантирует, что в каждом регионе должно быть строго определенное количество бюджетных мест на 10 тысяч население. Но несмотря на это ВУЗы находят пути увеличивать долю платных мест. Моя позиция, что тенденция должна быть переломлена в обратном направлении: и в течение ближайших лет мы должны вернуться к соотношению 75 на 25 в сторону бюджетных мест, это европейский стандарт . Наш бюджет без проблем это может позволить. Оставшиеся 25 мест должны прихолдиться в основном на очень узкие, дефицитные специальности. Сейчас, например, очень востребован китайский язык. Такое образование практически везде платное. Бюджетные места должны быть на физиков, математиков, химиков, но рынок - вещь гибкая, он определяет спрос на данный момент. 25% должны остаться на эксперимент, и это - сфера образовательного кредита. Сейчас ситуация абсурдная - количество мест ничем не обусловлено. Мы собираемся внести поправку в наш законопроект, чтобы прийти к этому соотношению - 75 на 25.

 18. Илья Классен , Барнаул : Окупает ли сегодня высшее образование свою цену? Особенно в регионах, где качество высшего образования находится на низком уровне.

Владимир Рыжков: Дорогой Илья, сегодня, к сожалению, нет четкой связи между ценой за обучение и качеством этого обучения. Очень часто люди платят огромные деньги за ВО, получая при этом халтурное образование, после этого они не могут устроиться на работу. Здесь надо навести порядок - информировать население о ВУЗах - халтурщиках, я здесь за жесткость. Либерализм в вопросах стандартов образования недопустим. Я бы пожелал Фурсенко еще более решительности - тогда будет более четкая связь между качеством образования, стоиомстью образования, трудоустройством.

 19. Андрей : Образовательный кредит - это социальный или комерческий проект?

Владимир Рыжков: Уважаемый Андрей, образовательный кредит - это и социальный, и коммерческий проект. Для государства - это проект социальный, потому что он направлен на то, чтобы дать способным детям страны, в том числе из малообеспеченных семей, получить современное образование. Для банков - это коммерческий проект, потому что при минимальных рисках они хорошо зарабатывают. Для ВУЗов - это тоже коммерческий проект, так как огромен приток легальных денег из банков на разивтие ВУЗа. Это тот случай, когда выигрывают все - и банки, и ВУЗы, и молодежь и страна. Так что это, повторюсь, и коммерческий, и социальный проект.

 20. Галина Николаевна , Санкт-Петербург : В чем суть законопроекта «Об образовательных кредитах», какие проблемы студентов и их родителей он призван помочь решить?

Владимир Рыжков: Галина Николаевна, я уже довольно подробно рассказал о нашем законопроекте, но дополнительно хочу добавить вот что: по нашему законопроекту молодому человеку для того, чтобы получить кредит, не требуется никакого залога в банк, не требуется никакой предоплаты, никаких гарантийных писем, никакого договора страховки. Кроме паспорта и аттестата об окончании школы не нужно ничего. Это очень важно.

21. Руслан , Казань : Будет ли даваться этот кредит на второе высшее образование ?

Владимир Рыжков: Уважаемый Руслан, пока наш законопроект не предусматривает выдачи кредитов на второе ВО, пока он касается выпускников школ и первого ВО. Но это не означает, что в будущем мы не можем доработать наш закон. Давайте сделаем первый шаг, я считаю, что сделать второй шаг было бы правильным, так как в современном мире человеку не хватает одного ВО. Но давайте не будем сразу все смешивать, сделаем плацдарм, а затем будем двигаться в следующих направлениях.

 22. Рита. , Петрозаводск : Согласитесь, Владимир, что в провинции трудно не только найти работу по специальности, но и вообще нормальную работу. Как все же тогда быть с кредитом? Спасибо

Владимир Рыжков: Дорогая Рита, конечно, Вы правы. Во многих регионах у нас безработица и очень трудно найти работу по специальности. Но это не должно перечеркивать идею образовательного кредита. Ведь даже в сложных, депрессивных регионах отсутствие возможности получить образование усугубляет проблему. Я с Вами согласен, есть такая опасность, что молодой человек получит образование и не сможет найти работу. Но разве ему будет легче, если у него не будет даже шанса получить образование?

 23. Марина : Некоторые российские ВУЗы уже достаточное количество времени предоставляют образовательные кредиты. Система уже работает. Зачем тогда нужен этот законопроект? Или мы, как всегда, пытаемся подтянуть себя к западным стандартам?

Владимир Рыжков: Марина, вот именно, что только некоторые ВУЗы самостоятельно пришли к выводу, что образовательный кредит необходим. Пришли они к этому именно потому, что поняли: в стране масса талантливой молодежи, которая не может к ним поступить только потому, что у них нет денег. Получается парадокс: ВУЗам нужна способная молодежь, но принимают они тах, у кого толстый кошелек. Чтобы выйти из этой абсурдной ситуации, ВУЗы начинают пытаться выкручиваться. Поэтому нужен образовательный кредит, чтобы это была государственная политика. Чтобы не делить ВУЗы на богатые и бедные, а поставить всех в равные условия. В той же Америке есть стипендии, кредиты, сто разных схем по поддержке образования.
Мы посчитали, что примерно 100 тысяч выпускников школ нуждаются в образовательном кредите. Для того, чтобы помочь им, мы и внесли свой законопроект.

 24. Саша , Подмосковье : Будете ли вы продвигать образовательные проекты для тех, кто служит в армии? На Ваш взгляд, получение образования в армии - это реально или нет?

Владимир Рыжков: Уважаемый Саша, на мой взгляд, государство обязательно должно помогать получить современное образование тем, кто служит в армии. Кстати, такая система очень хорошо работала в советское время. Я помню, когда сам служил в Советской Армии, у меня были все возможности поступить в самые престижные московские ВУЗы, для отслуживших были очень большие льготы при поступлении. Такая системе должна быть налажена и сегодня. Во-первых, через льготы на поступление на бюджетные места, во-вторых, у тех, кто служит в армии, должны быть возможности получения образовательного кредита. Сейчас пакет таких предложений готовится, в том числе и в Правительстве РФ. Надеюсь, что уже в этом году такие решения будут приняты.

 25.  Константин , Москва : А какое у вас образование?

Владимир Рыжков: Уважаемый Константин, я считаю, что у меня прекрасное образование. В 1990 году я получил диплом Алтайского Гос. Университета в городе Барнауле. Я учился на Историческом факультете этого Университета, который в начале 70-х гг. был создан на базе прекрасных специалистов Томского ГосУниверситета. Жизнь показала, что я получил очень современное и очень качественное образование. Несколько лет назад я защитил кандидатскую диссертацию по истории.

 26. Эльвира , Москва : Какие, по-вашему, есть подводные камни при получении кредитов на образование? Риски, возможные потери?

Владимир Рыжков: Дорогая Эльвира, мне кажется, что главный риск очевиден. Главная опасность и для студента и для банка - заплатить деньги за некачественное образование и в результате этого не найти соответствующее рабочее место, которое позволило бы обслуживать кредит и найти свое место в жизни. К сожалению, это очень вероятно сейчас в России. Но наличие этого риска не отменяет необходимость самого закона. Надо действовать параллельно, и здесь действовать должны и Правительство РФ, и депутаты, и Министерство образования.

Завершающее слово:

Владимир Рыжков: Уважаемые участники онлайн-конференции, я хочу вас поблагодарить за ваш интерес к сегодняшней теме, за ваш интерес к нашему законопроекту, за ваши вопросы. Заходите на наш сайт, читайте наш законопроект, читайте пояснительную записку к нему. Я буду информировать Вас о его продвижении. Я хочу поблагодарить РИА Новости за постоянные возможности общаться с их широкой аудиторией, за предоставляемую мне всегда возможность донести до людей важную информацию. Тем же авторам вопросов, которые не касались образовательного кредита, я хочу сказать, что они не пропадут, мы обязательно в ближайшем будущем найдем возможность еще раз пообщаться с вами на все интересующие вас темы. Еще раз всем спасибо и до скорой встречи.

 

Владимир Рыжков.

Другие матералы рубрики: