Поволжский Образовательный Портал

Проблемы образования надо хотя бы начать обсуждать

Опубликовано 20 марта 2006

Одна из трех основных тем, предложенных Россией для обсуждения на предстоящем в этом году саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, касается проблем образования. Выбор не случаен: создание в стране качественной системы образования входит в число российских национальных проектов, получающих приоритетное финансирование и внимание государства.

Эта тема наверняка будет особенно интересна и европейцам (разумеется, американцы и японцы тоже не останутся в стороне). Хотя бы потому, что в этом году во Франции снова прошли студенческие волнения, освежившие у старшего поколения память о молодежной революции 1968 года. На этот раз обошлось без отставок в правительстве, однако послуживший причиной недовольства закон о первом трудовом контракте был смягчен, молодежи были предоставлены дополнительные социальные гарантии.

Устранит ли это все проблемы, связанные с адаптацией молодых образованных людей в современном обществе? Разумеется, нет. Даже во Франции, где новая редакция закона о первом трудовом контракте устроила далеко не всех. Что уж говорить об остальной Европе с ее высокой безработицей среди молодежи и серьезнейшими проблемами на рынке труда, который подвергается давлению со стороны мигрантов из стран Африки и Азии. К этому потоку уже добавляется внутренняя миграция в Евросоюзе, из десятки стран-новичков, с востока на запад. Поэтому социальные проблемы, связанные с образованием и молодежью будут здесь в центре внимания еще очень долго.

Но это только европейские неурядицы, причем далеко не все. Соединенные Штаты, например, имеющие мощную образовательную сеть, вынуждены десятками и сотнями тысяч в год экспортировать квалифицированных образованных специалистов из Азии. Американские высокие технологии испытают серьезные трудности в своем развитии, если наука США не будет постоянно подпитываться свежими зарубежными мозгами. С одной стороны, вроде бы ничего страшного: Америка стабильно притягивает самых талантливых ученых со всего мира и намерена делать это впредь. Но с другой стороны, наплыв иностранцев, людей иной культуры и ментальности, размывает основы американской идентичности, а в будущем это может стать причиной острых массовых конфликтов в США.

В своей недавней статье, посвященной основным проблемам, предложенным для обсуждения «Большой Восьмерки», президент Путин высказал мысль о том, что «именно образование способно обеспечить взаимную социальную адаптацию различных культурных, этнических и конфессиональных групп». Эта идея заслуживает дальнейшей тщательной проработки, и не только применительно к Америке . Трудовая миграция охватывает сегодня почти весь мир, во всяком случае, с нею знакомы все цивилизации и континенты. Однако в сегодняшнем виде ни одна национальная система образования не способна в полной мере выполнить задачу «взаимной социальной адаптации» культурных групп. Чаще всего такая задача даже не ставится, и очевидно, что без модернизации образовательных систем, как считает Путин, и в развитых, и в развивающихся странах, не обойтись.

Россия хотела бы сделать Петербургский саммит точкой отсчета для начала работы в этом направлении. Не факт, что решение всех проблем образования или связанных с образованием сдвинется с места, однако их надо хотя бы начать обсуждать на международном уровне. Много работы в этом направлении выполняет ООН, ЮНЕСКО, другие ооновские и международные неправительственные организации. Однако важно, чтобы за работу взялись и правительства – именно их ресурсы сегодня критически важны.

Парадокс: за всю историю человечества наши современники – самые образованные. Однако и проблемы, связанные с образованием, никогда не были столь сложными и острыми, как сегодня. В эпоху глобализации они становятся глобальными. Мы оглянуться не успели, как ушло в прошлое представление о высшем образовании как о гарантированном пропуске в современную жизнь – с ее высокими доходами и социальным статусом. В России, например, нередко можно видеть образованных безработных, образованных бедных – миллионы квалифицированных специалистов здесь не имеют хорошо оплачиваемой работы. Но что там образованные безработные. В последние годы в мире появились даже вполне прилично образованные террористы, идеологи и организаторы террора. И вот еще один парадокс: для экстремистов знания и информация, новые возможности связи и коммуникаций являются почти столь же ценным ресурсом, как для университетов и корпораций высокотехнологичных секторов экономики.

Разумеется, это не отменяет системных причин распространения международного терроризма: бедности и отсталости, цивилизационной обособленности целых стран и регионов. Хорошо известно, что массовая неграмотность особенно привлекает идеологов террора, значительно облегчая их подрывную работу. По данным ООН, в 2000 году 113 миллионов детей во всем мире не посещали начальную школу. Они будут новым неграмотным поколением эпохи Интернета и методик дистанционного обучения. Как правило, их государства не в состоянии обеспечить им обучение. Очевидно, что лидерам ведущих держав, которые соберутся на свой саммит в Санкт-Петербурге, имеет смысл подумать о том, что их страны могли бы сделать для решения этой проблемы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

По материаллам сайта www.rian.ru

 

Другие матералы рубрики: