Деловое сообщество и высшая школа ищут пути взаимовыгодного сотрудничества
Опубликовано 23 марта 2006Во вторник в Госдуме в ходе парламентских слушаний депутаты и предприниматели в рамках реализации нацпроекта "Образование" обсуждали проблему того, как сделать бизнес эффективным партнером высшей школы. Сойдясь во мнении, что уровень подготовки специалистов оставляет желать лучшего, причем многие из них после окончания вуза вовсе не стремятся идти работать по специальности, участники дискуссии признали, что исправить ситуацию позволит законодательное закрепление условий участия бизнеса в образовании.
Единичные случаи партнерства бизнесменов и преподавателей в нашей стране уже имеются. Сделать их более частыми в Госудме намерены путем создания законодательной базы привлечения работодателей к подготовке высококлассных специалистов. В связи с этим глава комитета Госдумы по образованию Николай Булаев (фракция "Единая Россия") напомнил собравшимся, что профильный комитет уже приступил к разработке концепции законопроекта об участии бизнеса в организации профессионального образования.
По словам зампреда комитета по образованию Валентины Ивановой (фракция "Единая Россия"), законопроект предусматривает различные формы сотрудничества работодателей и высшей школы. Прежде всего, речь идет о привлечении бизнеса к разработке образовательных стандартов, а также рейтингованию вузов. В комитете считают, что бизнес-сообщество смогло бы взять на себя задачу и по осуществлению целевой подготовки специалистов на контрактной основе.
Свои предложения разработало и министерство по образованию. Замминистра Андрей Свинаренко сообщил, что в ближайшее время в Госдуму поступят законопроекты, предусматривающие участие бизнеса в мониторинге и прогнозировании развития рынка труда, а также разработке перечня специальностей, по которым идет подготовка в вузах. Помимо этого, Свинаренко считает, что наряду с оказанием спонсорской поддержки работодатели могли бы участвовать и в инвестировании вузов, например, учреждая научные центры.
В подготовке квалифицированных специалистов заинтересован и бизнес. Правда, стать в этом деле партнером государства работодатели намерены с учетом своих конкретных предложений. Вице-президент ОАО "РЖД" Георгий Корнилов полагает, что предприятия, участвующие в подготовке специалистов, могли бы получить налоговые преференции. Член генсовета "Деловой России" Николай Брусникин настаивает на том, чтобы работодатели приняли участие в определении рейтинга вузов. "Рейтинг надо выводить через призму работодателей, оценивая как уровень востребованности специалистов, так и размер получаемой зарплаты", - пояснил он. По мнению Брусникина, привлечь бизнес в образование позволит и стабильная позиция в этом вопросе государства. "Зачастую работодатели не могут понять всех тенденций, происходящих в образовании", - отметил бизнесмен.
Представители высшей школы уверены, что бизнес станет эффективным партнером вузов только в том случае, если это будет приносить прибыль. В связи с этим ректор Плехановской академии Виталий Видяпин отметил, что одного привлечения работодателей в попечительские советы образовательных учреждений недостаточно. По его мнению, бизнес должен стать соучредителем вузов.
Ход реализации нацпроекта "Образование" парламентарии и представители правительства продолжат обсуждать в среду на заседании экспертно-консультативного совета при фракции "Единая Россия.
По материаллам сайта Страна.ру