Кремлевский педсовет решил, что качественное образование должно быть доступным
Опубликовано 28 марта 2006Доступность и качество - это два принципиальных критерия, по которым в будущем должна оцениваться российская система образования, решил вчера на своем очередном заседании Государственный Совет.
Последний раз президент, правительство, губернаторский и экспертный корпус обращались к этой теме пять лет назад. В результате ситуация с образованием в России не только не улучшилась - президент вынес эту сферу в отдельный национальный проект, на который планируется потратить немалые средства. И хотя, как отметил Владимир Путин, за эти самые пять лет расходы федерального бюджета выросли в пять раз, а консолидированного - в три, они не идут ни в какое сравнение с "вложениями" этого года. Если в 2005 году на образование потратили 5 миллиардов рублей, то в текущем эта статья расходов вырастет в три раза. Причем без учета возможного участия бизнеса, который вроде бы не против проявить свою социальную ответственность и на образовательном направлении, благо что для этого есть и объективные предпосылки.
"Прежде всего образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество - соответствовать лучшим отечественным и международным образцам. Это абсолютная база", - заявил глава государства, открывая заседание. Нужны принципиально новые оценки качества образования, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда. Должны появиться новые управленческие технологии и финансовые механизмы.
В частности, считает Путин, оптимальным с точки зрения расходования средств и их справедливого распределения может стать нормативно-подушевое финансирование школ, когда оплата труда будет производиться не по принципу объема работы, а по количеству учеников в классе и школе.
Это, уверен президент, поможет не только обеспечить достойное существование преподавательскому составу, но и побудит педагогов к воспитательной работе. "Учитель, получающий достойное содержание, сможет уделять ей больше времени и сил, а не просто "гнаться" за часами учебной нагрузки", - подчеркнул Путин. Ведь в образовании важен конечный результат, а не безликая отчетность.
Президента поддержал губернатор Карелии Сергей Катанандов, возглавлявший рабочую группу Госсовета. Переход от финансирования учреждений к финансированию потребителей услуг он назвал одной из главных задач. Для обеспечения оптимального расходования средств, особенно на этапе высшего образования, он предложил ввести в действие контрактную систему "государство - вуз - обучаемый".
Правда, в конце Владимир Путин призвал аккуратно и постепенно вводить принцип нормативно-подушевого финансирования школ, чтобы не ухудшить их состояние. Важно в самые короткие сроки определить источники финансирования на региональном и муниципальном уровнях и заранее пресечь любые попытки уменьшить эту финансовую базу. "Действовать надо очень аккуратно, постепенно расширяя географию, в первую очередь за счет тех регионов, которые хотят и готовы", - указал он.
Новую систему финансирования регионы могут внедрять самостоятельно и намного смелее. Сейчас к ней перешли лишь отдельные субъекты - Санкт-Петербург, Тюменская область, - хотя, считает министр образования и науки Андрей Фурсенко, реально готова к этому практически треть регионов. Правда, он пообещал перед всеми, что уже к 2007 году подобная практика будет использоваться повсеместно. Учитывая, что никто из губернаторов возражать против системы не стал, большого труда для ее внедрения не понадобится.
Несмотря на такую сговорчивость, в губернаторском корпусе все-таки остаются определенные опасения. В первую очередь они боятся, что вслед за борьбой за оптимизацию расходов может развернуться кампания по сокращению числа высших учебных заведений. Об этом решился сказать руководитель Томской области Виктор Кресс: "Я против университизации всей страны". Но и практику повсеместного сокращения и слияния вузов, когда в регионе остаются один-два крупных университета, тоже считает неприемлемой. Если государство считает важным оптимизировать свои расходы на образование, то оно должно и дать определенную финансовую самостоятельность высшим учебным заведениям, которой сейчас у последних нет. Во-первых, считает Кресс, можно дать университетам право создавать наукоемкие предприятия, а во-вторых, обязать их заниматься инновационной деятельностью, о необходимости которой вчера не говорил разве что ленивый.
Одними финансами проблемы системы образования не ограничиваются. Сергей Катанандов, не называя никого конкретно, заявил, что во многих регионах существуют серьезные проблемы по обеспечению конституционного права на бесплатное дошкольное образование, до сих пор не принят закон, вводящий единые образовательные стандарты.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко в ответ заявил, что подобные критерии качества не могут устанавливаться внутри самой системы. Следовательно, их должны вырабатывать где-то наверху. Например, в минобрнауки. Причем министр аккуратно намекнул, что на этапе школы никакого велосипеда изобретать-то и не надо. Все уже придумано все тем же министерством и называется Единый государственный экзамен. Фурсенко предложил сделать обязательной сдачу ЕГЭ по определенному числу предметов. По остальным выпускники могут определяться сами, хотят ли они тестироваться или сдавать более привычным способом. Но те предметы, которые необходимы для поступления в высшее учебное заведение, должны быть в обязательном порядке сданы в рамках ЕГЭ.
При этом в качестве основного языка на школьных экзаменах должен выступать русский, считает министр. Тут вмешался глава Татарстана Минтимер Шаймиев. Он привел в пример национальные школы, выпускники которых, возможно, не так хорошо могут быть готовы к сдаче русского языка по сравнению с теми учениками, кто изучает его с первого класса. А если это еще и сельские школьные учреждения, то тогда процент выпускников, поступающих оттуда в вузы, может значительно сократиться, что пойдет вразрез с идеей доступности.
Андрей Фурсенко на это принялся оперировать цифрами, а они доказывали, что с введением ЕГЭ число учеников сельских школ, которые затем успешно пошли получать высшее образование, выросло на 10 процентов. "Доступность оказалась выше", - констатировал он. К тому же разработана программа поддержки сельских школ, их укрупнение и внедрение программы "Школьный автобус". Что касается языковой проблемы, то здесь будет развернута система дополнительных курсов по русскому языку. Владимир Путин идею поддержал, подчеркнув, что необходимо делать дополнительные шаги для привлечения талантливых ребят из национальных регионов и села.
Подводя итог, Владимир Путин пожелал федеральным и местным властям мужества при решении проблем образования. "Предложенная недавно программа в рамках национального проекта "Образование" - не только средство для решения назревших, а иногда и перезревших проблем, а скорее способ еще раз сосредоточить внимание государства и общества на вопросах образования, придать всем нам мужества для принятия необходимых, но выверенных решений", - заявил Путин, дав положительную оценку труду рабочей группы Сергея Катанандова.
По материаллам газеты Российская газета.