Самые востребованные выпускники России
Опубликовано 31 марта 2006Российские вузы каждый год выпускают все больше специалистов: по некоторым оценкам, к 2010 году в стране будет 5,8 млн студентов -- в два раза больше, чем в 1992-м. Уровень вузовской подготовки при этом неизбежно падает, и во многих сферах бизнеса нехватка молодых профессионалов стала серьезной проблемой. Журнал "Деньги" решил выяснить, выпускниками каких вузов хотели бы пополнить свой штат ведущие российские компании. Представляем новый проект -- "Рейтинг вузов".
Как составлялся рейтинг
Чтобы разобраться с вузами и выпускниками, мы обратились к работодателям: взяли собственный рейтинг крупнейших российских компаний по капитализации (см. журнал "Деньги" #34 от 29 августа 2005 года) и попросили каждую ответить на несколько вопросов. Ответили 120 из 300, входящих в этот список. Некоторые не смогли сообщить, сколько именно выпускников они приняли на работу в 2005 году (за неимением времени рыться в архивах), но вузы перечислили. В итоге мы получили информацию о 6732 свежеиспеченных специалистах, которых в прошлом году трудоустроили крупнейшие российские компании, а также выяснили уровень дохода их новых сотрудников.
При распределении мест в рейтинге в первую очередь учитывалось количество компаний, назвавших соответствующий вуз среди наиболее авторитетных учебных заведений, чьих выпускников они хотели бы видеть своими сотрудниками (столбец 3). Если у двух и более вузов эти цифры совпадали, в расчет принималось количество компаний, принявших в прошлом году выпускников этого вуза на работу (столбец 4). Если совпадали и эти цифры, мы смотрели, сколько именно выпускников данного вуза устроилось на работу в опрошенные нами компании.
Физики -- не лирики
Результаты опроса показали, что лучше всего компании-работодатели относятся к выпускникам известных московских вузов, таких как МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, Финансовая академия при правительстве РФ, Государственный университет управления, Высшая школа экономики. Вместе с тем в десятку лидеров вошли Уральский государственный технический университет и Ивановский государственный энергетический университет, что может объясняться как доверием к качеству образования в этих вузах, так и повышенным интересом со стороны региональных компаний (более 80%), которые были охвачены нашим исследованием.
Как выяснилось, далеко не все компании могут себе позволить пригласить на работу выпускников МГУ, поэтому крупнейшие региональные предприятия и промышленные холдинги часто делают выбор в пользу местных учебных заведений и вполне ими довольны.
Мы не ставили цель выяснить, какие специальности сейчас наиболее популярны, тем не менее нельзя не отметить значительный перевес в пользу выпускников технических вузов, а также вузов, предлагающих экономическое образование. Среди востребованных молодых специалистов оказались выпускники всего двух гуманитарных вузов -- МГИМО и Нижегородского государственного лингвистического университета. Спрос на молодых специалистов со стороны промышленного сектора экономики оказался довольно большим, особенно это касается предприятий нефтегазовой отрасли и машиностроения. По отраслям промышленности компании распределились следующим образом (в скобках указано количество принятых на работу выпускников): машиностроение -- 25 компаний (1380); энергетика -- 19 (444); черная и цветная металлургия -- 15 (511); телекоммуникации -- 10 (793); пищевая отрасль -- 8 (112); химическая и нефтехимическая -- 8 (215); нефтегазовая -- 7 (2441); транспорт -- 4 (344).
Работа в поисках студента
Выпускники престижных российских вузов никогда не испытывали проблем с трудоустройством, интерес со стороны компаний-работодателей к ним очевиден. И тут российскому бизнесу приходится конкурировать с крупными западными фирмами, чьи значительные финансовые ресурсы позволяют получать лучших из лучших. Самые популярные методы привлечь внимание студентов -- презентации и участие в днях открытых дверей вузов, а также в ярмарках вакансий. Но этими акциями компании не ограничиваются, они стараются "привязать" подающего надежды студента целевой стипендией.
Часто выплата такой стипендии -- предмет отдельного трехстороннего договора между вузом, компанией и студентом. Например, компания "Мосэнерго" предлагает целевую программу подготовки специалистов для энергетики студентам Московского энергетического института и Государственного университета управления, в которой уже участвуют 255 человек из этих вузов. Полностью оплачивая обучение, компания берет со студента обещание после окончания учебы отработать в "Мосэнерго" пять лет.
Есть целевые стипендии и у других компаний: например, ЛУКОЙЛ в настоящее время выплачивает именную стипендию 120 студентам, 50 студентов каждый семестр становятся стипендиатами АФК "Система". Существуют также стипендии от Благотворительного фонда Владимира Потанина, стипендии от президента РФ и правительства РФ; главное условие -- отличная успеваемость, обязательствами по дальнейшей отработке никто никого не обременяет.
Валерий Карезин, заместитель проректора МГУ: "Сейчас мультинациональные корпорации и крупные российские компании приходят в вуз и работают с молодежью начиная уже с первых курсов; последняя тенденция -- работа с абитуриентами. Некоторые компании предоставляют образовательные кредиты -- они предлагаются успешно сдавшим экзамены, но не прошедшим по конкурсу абитуриентам".
Также существует целевая программа "Кредо", учрежденная банком "Союз" и компанией "Базовый элемент", позволяющая получить льготный кредит на десять лет студентам нескольких российских вузов.
Большинство вузов оказывают своим выпускникам помощь в поиске работы. Почти в каждом вузе есть центры содействия и развития карьеры, которые напрямую сотрудничают с работодателями, организуют преддипломную практику и стажировки, размещают вакансии компаний на сайте вуза. В центре развития карьеры ГУ ВШЭ решили, что не каждая предлагаемая работа поможет студентам достичь профессиональных высот, поэтому курьерским и секретарским вакансиям на сайте вуза нет места. Отдел содействия занятости выпускников Финансовой академии при правительстве РФ вакансии с зарплатой ниже $500 не предлагает.
Хотели как лучше
При приеме на работу молодого специалиста от него редко ожидают быстрой отдачи, поэтому и зарплаты на стартовых позициях в большинстве компаний невелики. Как показало наше исследование, устроиться на зарплату $300-500 в прошлом году смогли 43,6% выпускников, самый высокий заработок, от $700, получили в транспортных компаниях всего 0,2% молодых специалистов. Самые низкие зарплаты (до $300) предлагают предприятия машиностроения; молодые специалисты в компаниях химической и нефтехимической отраслей могут рассчитывать уже на $500-700. Кроме того, эти данные имеют ярко выраженный двойственный характер: выпускникам отраслевых вузов на региональных предприятиях платят меньше. В компании ТНК-BP признались, что основные вузы--поставщики молодых специалистов для отрасли не являются лидерами по качеству, и даже назвали, какие именно. Зарплаты выпускников, принятых компанией в прошлом году, не превысили минимальные $300.
Проблема качества высшего образования давно беспокоит представителей бизнес-сообщества. Руководители компаний утверждают, что выпускники часто не умеют применять полученные знания на практике, а российские вузы не успевают адаптировать свои программы под нужды бизнеса. Поможет ли национальный проект "Образование" исправить ситуацию (он предполагает дополнительное финансирование вузов, реализующих наиболее эффективные инновационные образовательные программы), покажет будущее. Любые инвестиции в образование хороши уже тем, что они есть.
Елена Алеева, Светлана Кондратова.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||