Первая речь министра: Фурсенко о политике министерства.
Опубликовано 23 марта 2004«Поскольку я теперь стал министром, я не имею права и не стану отвечать на вопросы как частное лицо», - предупредил новый министр образования и науки Андрей Фурсенко журналистов. Заявление было сделано еще до его первой пресс-конференции - на открытии десятого Всероссийского слета участников конкурса «Учитель года» в Санкт-Петербурге. Однако его слова не стали препятствием для шквала самых разных вопросов, который обрушился на Фурсенко.
Мероприятие открыла губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, сказавшая немало правильных и восторженных слов. В частности, она призналась, что первый визит нового министра образования в Питер как в субъект Федерации ее «крайне вдохновляет». Матвиенко также заметила, что «в сегодняшней школе крайне востребованы учителя-подвижники, потому что дети настолько эрудированны, что нужно быть всегда подготовленным и в форме».
Первое выступление Андрея Фурсенко в качестве министра (хотя, по его собственным словам, он еще не утвержден в этой должности, поскольку ему не хватает времени подписать приказ о собственном назначении) было довольно сумбурным. Он говорил о своей гражданской позиции, о том, что не претендует на директивы, но понимает, что надо создавать носителей знания, способных формировать политику». При этом Фурсенко объяснил, что в целом пока собирается придерживаться политики, прежде проводимой Минобразом, искореняя некоторые перегибы.
Ко второй половине дня министр освоился и уже твердо заверил, что «реформы продолжаться будут». В первую очередь подразумевая под этим единый госэкзамен, со следующего года запланированный во всех школах Москвы, а также переход на профильное образование. Министр считает, что «отмена ЕГЭ сегодня - это катастрофа, но содержание его, как предполагало и предыдущее министерство, должно меняться». Кроме того, новый министр сказал, что вверенное ему министерство ожидают пока незначительные, но непременные сокращения. Определенной позиции по другим вопросам добиться от нового министра не удалось. Самым острым стало обсуждение темы, озвученной несколько дней назад Владимиром Филипповым, когда он сообщил о возможных совместных планах Минобраза и Минобороны призывать подростков в армию на год прямо из 11-х классов, с тем, чтобы решить проблему с набором 2008 года. Посетовав, что Филиппов зря поднял этот вопрос, Фурсенко объявил, что он не готов на него отвечать. Останется ли экс-министр образования Владимир Филиппов в министерстве и согласится ли он стать его замом - Фурсенко так же ответить не может, поскольку он не видит «как будет выглядеть министерство под его руководством, но мы с Владимиром Михайловичем планируем работать вместе».
Кроме того, пока неизвестно, станет ли Фурсенко лоббировать перевод Министерства образования в родной ему город Питер и будет ли биться за более
близкое ему название министерства «науки, образования и инноваций». В этом случае, как и на предыдущие примерно пять вопросов, его ответ сводился к следующему: «Сейчас я не готов вам ответить». Правда, Андрей Фурсенко пообещал, что все расскажет через месяц после начала работы.
Общее ощущение от выступления министра оказалось слишком противоречивым. С одной стороны он производит впечатление человека, который хочет быть честным перед аудиторией, с другой - ему хочется посочувствовать. Поскольку всю свою сознательную жизнь, занимаясь научными инновация, он явно оказался «не в материале» по тематике школьного и среднего образования. В итоге создалось впечатление, что Андрей Фурсенко хочет произвести некие перемены и реформы, только пока никак не может решить, какие именно и как их осуществить. Каким он станет министром, покажет время. Хотелось бы при этом, чтобы неудачные эксперименты в сфере образования не пришлось расхлебывать нашим детям.
Подготовлено по материалам Марии Свешниковой