Лев Якобсон: "Выбор целей понятен"
Опубликовано 20 апреля 2006Работа по реализации национальных проектов только разворачивается. Одно из самых приоритетных направлений - национальный проект "Образование". Для страны это тем более важно, что без кардинальных изменений в этой сфере невозможно перейти на инновационный путь развития. О том, что делается в области образования, какие необходимо решать задачи, корреспонденту Страны.Ru Алексею Щеглову рассказал первый проректор одного из ведущих экономических вузов России Государственного университета - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), известный экономист Лев Якобсон. По мнению эксперта, запланированные нацпроектами меры дадут конкретный социальный эффект и для образования, и для общества в целом.
- Лев Ильич, чем, на Ваш взгляд, объясняется выбор тех направлений, в рамках которых реализуются национальные проекты?
- Сейчас национальные проекты очень активно обсуждаются, и чаще всего раздаются голоса: "Давайте расширим спектр нацпроектов! Давайте многое другое сделаем нацпроектом!". Но национальный проект - это далеко не все то, что должна реализовывать федеральная власть. Люди просто слишком привыкли к необязательности чиновников, не верят, что законы будут выполняться, а программы - реализовываться. А новый формат нацпроектов внушает доверие. Но ведь по этой же логике и нацпроекты могут не осуществиться.
Каково же место нацпроектов среди других задач, которые решают федеральная и региональные власти? Прежде всего, не надо стыдливо замалчивать тот факт, что национальные проекты появились на особом этапе политического цикла и рассчитаны на срок до выборов новой думы и президента. В любой стране, где власть зависит от выборов, она старается "под выборы" сделать что-то социально значимое и привлекательное.
Замалчивание этого факта, есть, по сути, замалчивание того обстоятельства, что выборы, к счастью, и в нашей стране реальны, и власть хочет подойти к ним с чем-то ощутимо позитивным. Соответственно, специфика нацпроектов в том, что они социально значимы и ориентированы на достижение довольно быстрых и понятных для населения результатов. Это не политтехнологии и не попытка кому-то заморочить голову. Это выбор направлений деятельности, которые особо ощутимы, значимы.
Второе. Нацпроекты предполагают особенно жесткий контроль за их реализацией. А значит, в нацпроекты можно включить только то, что поддается надежной оценке. Иначе дискредитируется сам замысел.
Но когда мы говорим о выборе, мы часто смешиваем выбор отраслей и выбор конкретных мероприятий. Выбор отраслей понятен и убедителен. Это то, от чего в наибольшей степени зависит повседневная жизнь людей: жилье, здоровье, образование детей. Ну а почему сельское хозяйство? Не столько потому, что всем кушать надо. Есть можно и то, что импортировано. Причина в том, что, с одной стороны, эта отрасль находится в скверном состоянии. Но еще важнее, что нацпроект в сфере АПК направлен на подъем жизни людей, живущих на селе. Что же касается конкретных мероприятий, то по каждому из проектов можно и нужно спорить, насколько выбор мер обоснован.
- И каковы же приоритеты нацпроекта в сфере образования?
- Он содержит двоякого рода приоритеты. С одной стороны - это инноватика, инновационный подход к образованию. А с другой стороны - положение педагогов. Нацпроект предполагает конкурс общеобразовательных учреждений и конкурс вузов. Для общеобразовательных учреждений предусмотрены гранты по миллиону рублей, а для вузов гранты гораздо существенней, и они на два года могут получить до миллиарда рублей.
При этом мы говорим о поддержке инноваций, идущих снизу. Ведь последние лет пятнадцать эту сферу активно реформировали сверху, а она всячески отторгала эти реформы. Я лично считаю, что реформы были нужны, но они не опирались на инициативу и поддержку снизу и не подкреплялись материальными стимулами. Между тем, за время реформ происходило постарение преподавательского корпуса, костяк которого составляют люди, работающие еще с советского времени, которым в массе своей скоро пора на пенсию.
При этом поддержку инноваций не следует противопоставлять элементарной выплате долга учителю, педагогу. Отсюда повышение оплаты на 20%, доплаты классным руководителям по тысяче рублей в месяц, переход на отраслевую систему оплаты труда, а также такие меры, как информатизация и некоторые другие. Вообще-то государству и обществу следовало бы быть щедрее по отношению к педагогам, но и то, что намечено, уже не так плохо.
- Все ли делается в сфере образования правильно?
- Есть область очевидного согласия всех специалистов, и есть области, где начинаются разногласия. Возьмем ту же зарплату. Необходимо общее повышение оплаты труда и, в то же время, резкое усиление ее стимулирующей роли. Однозначного ответа, как это сделать, пока нацпроект не содержит. Однако пора делать выбор, так как национальный проект принят не на века. Конечно, можно подождать второго, будущего этапа. Но мне думается, что надо эту проблему решать быстрее.
Вопрос в том, что нацпроект предполагает либо фронтальную, либо конкурсную подпитку сферы образования ресурсами. Но нужны давно назревшие изменения в организационно-экономических механизмах сферы образования. Ведь в жизни есть реальная конкуренция учебных заведений и очень глубокие различия в качестве образовательных программ, но они никак не оформлены.
И тут я бы отметил очень уместную инициативу РСПП по введению независимого рейтингования учебных заведений и программ с позиции работодателей, которая была озвучена на недавней встрече представителей предпринимательских кругов с президентом. Это надо для того, чтобы люди понимали, чему их учат и какая у них перспектива. Это острейший вопрос, но я бы не сказал, что это предложение уже интегрировано в национальный проект.
Ведь если мы деньги добавляем, а механизмы у нас неэффективны, то отдача будет меньше, чем могла быть даже на таком коротком промежутке времени. И вот в этом пока - наибольшая уязвимость и нацпроекта в образовании, и других нацпроектов. Было бы правильно одновременно с добавлением средств быстрее внедрять новые механизмы, которые бы позволили эти средства лучше использовать. Если говорить об образовании, то речь, прежде всего, идет о системе стимулов, которые бы позволили учебным заведениям более органично сочетать бюджетные и внебюджетные доходы. Не замещать бюджетные средства внебюджетными, а бесплатное образование платным, а именно лучше использовать средства.
- Работу по нацпроектам сопровождает множество лозунгов. Не получится ли так, что нацпроекты превратятся в очередную бюрократическую кампанию?
- У нас в стране принято ругать бюрократию. Конечно, дыма без огня не бывает, бюрократия у нас несимпатичная. Но давайте задумаемся о том, какие у нас еще есть механизмы? Да, есть страны, где бюрократия традиционно играет меньшую роль. Это страны с сильной системой политических партий, профсоюзов, мощным гражданским обществом. Но вот этого у нас пока нет. Эти институты надо выращивать, но, наверно, никто не предполагает, что уже завтра эти ростки самоорганизации станут очень мощными и составят альтернативу бюрократии. Надо помогать этому процессу, это очень важно, но нам нужны реальные социальные результаты в ближайшее время. А значит, вопрос не в том, хороши или плохи бюрократические структуры как таковые. Разумеется, они не идеальны, но их следует заставить лучше работать.
Здесь мы переходим к сюжету об административной реформе и реформе государственной службы. Могу сказать, что некоторые позитивные сдвиги здесь уже есть. Нацпроекты осуществляются не в безвоздушном пространстве. И могу сказать, что от того, насколько мы будем быстро и успешно продвигаться в административной реформе, настолько и все остальное тоже может делаться лучше или хуже.
Стоит отметить, что нацпроекты содержат достаточно простые и обозримые меры, которые легче контролировать. Например, выплатить по тысяче рублей классному руководителю или повысить зарплату участковых врачей. И это не случайно. Поэтому называйте это "кампанией" или еще как хотите, но тут понятно, что сделать. И если повысили зарплату, то видно, что хотя бы скромный, но реальный результат достигнут.
- Насколько нацпроект связан с идущей реформой образования?
- Нацпроекты связаны с логикой реформы. Связаны с ней и повышение зарплаты, и инновационные конкурсы. Очень важно, что появятся образцы и система селекции. Но общая логика реформ - это контекст проектов. И, хотя нацпроекты развиваются, мне бы хотелось, чтобы эта связь была более тесной, что подразумевает инкорпорирование ключевых элементов реформы в сами нацпроекты.
- А как Вы видите будущее российского образования?
- На этот вопрос я могу ответить самыми банальными словами. Образование - это будущее страны и детей, поэтому в спорах о нем присутствует весь разброс социально-политических мнений. Но одно можно сказать определенно: если нам все-таки удастся позаботиться об образовании не на словах, а на деле, образованные люди смогут решать стоящие перед страной проблемы.
- Как сегодня решается актуальная проблема нехватки управленческих кадров?
- Менеджеров и управленцев выпускается более чем достаточно, но это не значит, что у нас много хороших управленческих кадров. Мы постоянно и много общаемся с работодателями, среди которых крупнейшие фирмы и государственные органы, для которых мы тоже готовим кадры. Их руководители полагают, что реально выбирать высококлассных специалистов особенно не из кого. Реально на московском рынке есть не более десятка вузов, которые полноценно готовят кадры, пригодные для современного серьезного производства и управления. И осмелюсь заявить, что среди этих вузов находится ГУ-ВШЭ.
- Каков общий уровень нашей экономической и управленческой науки по сравнению с лучшими мировыми образцами?
- Десять лет назад я мог бы однозначно сказать, что несовершенство подготовки управленцев и экономистов в России связано с отрывом от тенденций мировой экономической и управленческой науки. Но сегодня ситуация уже изменилась, и в немногих вузах сделано немало, чтобы этот отрыв преодолеть. Например, у ГУ-ВШЭ есть целый ряд совместных программ с ведущими зарубежными университетами, эти курсы и программы аккредитованы (например, с Сорбонной). Мы выдаем совместные дипломы. Но в целом, проблема качества для огромного массива экономического и управленческого образования существует. Однако, в ведущих вузах такого уже нет.
Однако это не значит, что все уже хорошо. Мы готовим, в целом, массово не хуже, чем на Западе, но западное образование больше ориентировано на навыки, а отечественное - на знания и фундаментальность. В ГУ-ВШЭ мы сейчас находимся где-то посередине, но, безусловно, нам есть над чем работать.
- Достаточно ли сегодня в рамках нацпроектов выделено ресурсов на высшие учебные заведения и как ГУ-ВШЭ намерена участвовать в их реализации?
- Во всем мире вы не найдете ни одной организации в сфере образования, которая бы сказала, что ей вполне хватает ресурсов. Что касается участия, то мы, как и другие ведущие вузы, принимаем участие в конкурсе инновационных программ, который проводится рамках нацпроекта "Образование".
- Как вы оцениваете перспективы реализации нацпроектов?
- Нацпроекты рассчитаны до 2008 года. Существует конкретный график их реализации. У меня нет сомнений, что будет достигнут конкретный социальный результат и для образования, и для общества в целом. Вопрос в том, чтобы он был как можно значительнее.
По материаллам сайта Страна.ru