Уже многое можно, и то, что можно – не обязательно
Опубликовано 26 мая 2006На фестивале «Эврика-Авангард» министр образования и науки Андрей Фурсенко встретился с представителями федеральных кспериментальных площадок и ответил на вопросы эвриканцев.
Сергей Разуваев, профессиональный лицей, Республика Бурятия:
– Мой вопрос связан гражданским заказом профессиональному образованию. Бизнес не может пока сформулировать свои требования. В этой связи, какова судьба начального профессионального образования?
– Давайте начнем с того, что бизнес не то чтобы не хочет, а не может сформулировать заказ. Критиковать всегда легче: нам говорят, что мы не тех готовим. А когда спрашиваем: скажите, кого? – начинаются проблемы. Но есть позитивные сдвиги. Я могу сказать, что есть целый ряд серьезных бизнес-объединений, которые берут на себя ответственность не только материальную, но и идеологическую, за то как надо работать начальному и среднему профессиональному образованию. Вот последний пример. Я только что прилетел из Томска, и там показывали колледж, который сегодня курируется Газнефтью. Это, конечно, денежная организация, но мне было очень интересно, что речь шла не о том, какой там сделали ремонт. Там достаточно четко и жестко прописывается кого надо готовить, каких специалистов, по каким критериям, что они должны знать, что уметь. В этот колледж идут на переподготовку даже люди с высшим образованием. Бизнес высказал готовность брать на себя определенную ответственность за формулирование требований к стандартам начального и среднего профессионального образования. Есть и проблемы. Бизнес хочет иметь гарантии. Как соотнести заказ бизнеса и заказ муниципальный, ведь начальное профессиональное образование требуется не только крупным фирмам, оно и малым предприятиям. Над этим мы сейчас работаем. И я хочу сказать одну важную вещь, что сегодня мы начали привлекать бизнес к созданию профессиональных стандартов, дальше под них можно будет подогнать стандарты среднего образования. Наиболее продвинутое направление это НПО, где сегодня уже 30–40% стандартов подготовлены с участием бизнеса.
Евгения Чимитова, заместитель министра образования и науки Республики Бурятии:
– Уважаемый Андрей Александрович, я хочу сказать, что мы в республике стандарты профессионального образования сделали давно вместе с «Эврикой». И это у нас получилось. Сегодня со мной приехала профессиональная элита. И в этой элите не только педагоги, здесь есть главы муниципальных образований, есть представители гражданских сообществ, и есть представители союза попечителей, который у нас создан, и нам сейчас не сложно заниматься национальным проектом. Я хочу сказать: здорово, что мы оказались на этом крутом повороте истории и нам сейчас очень интересно работать. А как, на ваш взгляд, система образования впишется в новые экономические условия?
– Экономика образования должна существенным образом меняться, начиная с вопросов нормативно-подушевого финансирования и кончая вопросами перехода на отраслевую систему оплаты труда, на то, чтобы экономика образования соответствовала сегодняшнему ритму. Но первое что мы должны сделать, это дать людям понять, что все зависит от них самих, и они сами могут сегодня менять систему. Мы будем сейчас стимулировать регионы на достаточно серьезным изменения в области экономики образования. Когда-то Черчилль сказал про нашу страну, что у нас почти ничего нельзя но все, что можно – обязательно. От такого положения надо уходить.
Я думаю, что в ближайшее время мы будем оказывать поддержку тем регионам, которые более активно идут на изменения экономической ситуации, экономических подходов поддержки образования. Есть соответствующее поручение президента, но приказов, декретов, по которым все школы обязаны делать так и не иначе, не будет. Я противник этого. Мы должны давать возможность людям двигаться вперед, но мы не должны делать это в жестком административном порядке. Не все готовы делать одно и то же.
У нас за последние пять лет ситуация с финансированием эффективно изменилась. Финансирование из консолидированного бюджета увеличилось почти в четыре раза, средняя зарплата учителей – в четыре с половиной, прекратились задержки зарплаты. Но я хочу сказать, что до сих пор увеличение зарплат, увеличение финансирования идет в логике возврата долгов. То есть эти увеличения зарплаты воспринимаются как то, что задолжали и надо возвращать. Да, государство задолжало образованию, и страна должна брать на себя обязательство продолжать увеличивать финансирование, но нужна и логика встречных обязательств.
Ханафи Гулиев, директор школы №2,Тырныауз, Кабардино-Балкария:
- Андрей Александрович, мы приняли решение объединить три небольшие школы, как вы считаете, возможно ли объединение трех школ в небольшом городе для более эффективного использования общих ресурсов и продвиженияинновацтонных идей? И вообще, какова будет судьба небольших школ
– Я всегда отношусь с большим уважением к тому, что люди приняли решение. Это всегда дорогого стоит. Поэтому, как бы я ни относился к этой идее, я считаю, что раз решение принято, его надо поддержать.
Что касается судьбы небольших школ – это очень сложный вопрос. По стране сегодня более пяти тысяч школ, в которых учатся меньше чем по десять человек. Во-первых, это экономически страшная вещь, понятно, сколько стоит содержать такую школу. У нас больше 5000 школ, в которых учится меньше 10 человек. Во-вторых, ясно, что в такой школе очень трудно дать образование хорошего качества. Вопрос этот надо как-то решать. Но есть и встречная проблема, она в том, что зачастую, закрывая школу, закрывают и село. Каким мы видим решение этой задачи? Первое – это «школьный автобус». Эта программа работает, в средней полосе работает в Сибири, конечно, нет. Другой вариант – это развитие культурно-образовательных центров, когда в одном центре мы собираем и школу, и детский сад, и библиотеку. Это снижает экономическую нагрузку и позволяет привлечь к этой работе различных людей: библиотекарей, воспитателей, тренеров. Когда люди добровольно объединяются в культурные центры, это создает дополнительные психологические возможности для развития детей, поэтому идею я поддерживаю. Должен работать – это вариант интернатов, хотя для маленьких детей это не выход потому что мы разрываем семьи.
По материалам интернет-газеты Вести образования.