Образование подготовилось к саммиту
Опубликовано 05 июня 2006В пятницу в Москве на встрече министров образования стран "большой восьмерки" была принята итоговая декларация по развитию системы образования в мире. Как заявил российский министр образования Андрей Фурсенко "московская декларация - это не только символ завершения нашей работы, но и документ, который будут осуществлять руководители министерств образования всех стран мира, а также международные организации, в том числе Международный банк, ЮНЕСКО, ООН".
По его словам, в декларацию вошли все основные вопросы, которые накануне обсуждали министры: всеобщая доступность образования, в частности - открытость вузов для мигрантов, борьба с безграмотностью, наконец, установление соответствия профессиональных квалификаций на мировом рынке труда.
Одна из главных задач - борьба с общемировой безграмотностью и обеспечение доступности качественного образования в бедных странах.
По статистике, около 50 млн детей в мире вообще не посещают школ. Правда, для России, на долю которой в этой категории выпадает лишь 0,001%, - проблема не очень актуальна.
Кроме того, страны "восьмерки" собираются расширить свое участие в международной программе "Образование для всех". В рамках этой программы благополучные страны помогают развивающимся обеспечить всеобщий доступ к начальному образованию. В 2006 году Россия внесла в фонд этой программы $7 млн. Предложено также выработать единые методики оценки качества начального образования.
Еще один значимый пункт декларации - взаимозачет профессиональных квалификаций во всем мире.
Предполагается, что образование во всем мире должно отвечать международным квалификационным требованиям - чтобы специалист вне зависимости от того, где именно он получал образование, чувствовал себя уверенно в любой стране. Пока, как отмечалось на встрече, в разных странах в понятие квалификации вкладывают разный смысл. Страдают от этого специалисты, выезжающие за рубеж, нередко вынужденные годами доказывать свою профпригодность и сдавать специальные дополнительные экзамены. Исходя из этого, Россия выступила с инициативой "по установлению системы доверия" к квалификации специалистов во всем мире, чтобы тем не приходилось повсюду сдавать ненужные экзамены. Для решения проблемы предполагается, в частности, создать международную рабочую группу, которая разработает методы "взаимопризнания" квалификаций специалистов.
Однако о полном единообразии речи не идет: министры образования считают это нецелесообразным. Как заявил Фурсенко, "по этому вопросу в ходе заседания развернулась широкая дискуссия, но министры сошлись во мнении, что единые стандарты погубят уникальность, индивидуальность, разнообразность систем образования разных стран мира", - сообщает ИТАР-ТАСС. "Мы просто должны понимать друг друга, установить соответствие квалификаций в странах мира и плотнее вести диалог", - считает российский министр.
Еще одна затронутая тема - "мобильность" преподавателей, студентов и исследователей.
Единое европейское пространство высшего образования, о котором упоминалось на встрече, как раз предполагает, что преподавателям, студентам и специалистам должно быть достаточно просто перемещаться по миру. Как ожидается, скорей всего профессуре и студентам уже в скором времени станет проще выезжать за рубеж. Тем более что договоренности об упрощении визового режима для них Россия уже достигла с Италией, Германией и Францией и предполагает договориться о том же со всеми странами "восьмерки".
Актуальный пункт итогового документа - образование и мигранты. Он предполагает специальные образовательные программы, позволяющие мигрантам легче вписаться в жизнь принимающей их страны. В России, например, упор будет сделан на профессиональную подготовку мигрантов в среднеспециальных учебных заведениях.
Надо сказать, что в рамках G8 тема миграции была затронута впервые. Предполагается, что в итоге страны найдут общие подходы к тому, как образование может помочь мигрантам интегрироваться.
Финансирование этих программ на встрече министров не обсуждалось.
Это вопрос будет рассмотрен на июльском саммите глав G8, который пройдет под председательством России в Санкт-Петербурге. Тем более что проблемы образования - одна из основных тем, включенных в повестку предстоящей встречи.
По материалам сайта Газета.ru