Новый министр образования и науки поделился мыслями и заботами
Опубликовано 29 марта 2004Вновь назначенный министр образования и науки Андрей Фурсенко две недели избегал журналистов. Оправдывался, что должен войти в курс дела. Но вот встреча с прессой наконец состоялась. Причем не в Москве, а в родном городе Андрея Александровича - Санкт- Петербурге. Фоном для знакомства с Фурсенко стали два публичных мероприятия. Одно, с фанфарами и оперным пением, происходило в роскошном Юсуповском дворце и называлось 10-м слетом победителей конкурса Учитель года России. Открывала его питерский губернатор Валентина Матвиенко, которая и представила собравшимся нового министра. Лично я надеялась услышать откровения или по крайней мере свежие мысли о проблемах, накопившихся в российском образовании. Андрей Фурсенко заметил, что сейчас модно говорить об экономике, основанной на знаниях, и что знания - самый главный наш ресурс, но добывается он труднее, чем газ или нефть. Отечественная система образования, как видится министру, должна преследовать две цели: обучение специалистов и воспитание. Под последним подразумевается создание свободных людей, поскольку только свобода дает шанс на стратегический успех.
Вторым пунктом питерской программы с участием министра стала презентация мобильного класса будущего в гимназии ? 166. Этот класс, подобных которому до сих пор не было в России, одна из крупных зарубежных корпораций подарила директору учебного заведения Игорю Карачевцеву как победителю конкурса Учитель года-2003. Теперь старейшая городская гимназия (ей уже 100 лет) располагает собственной беспроводной сетью, охватывающей практически все кабинеты. Благодаря этому ребята могут вести самостоятельную проектно-исследовательскую работу на уроках и во внеурочное время.
В том же зале состоялась первая пресс-конференция Андрея Фурсенко в новой должности. Продолжатся ли в России школьные реформы?, Будет ли отменен единый экзамен?, Останется ли бывший министр Филиппов работать вашим замом? Вопросы сыпались со всех сторон. Реформам быть, - отвечал Андрей Александрович. - Мы должны сохранить преемственность. Но при этом туманно заметил, что министерство больше внимания постарается уделить вопросам, связанным со смыслом реформ. Что касается нового ведомства, соединившего образование и науку, то его, считает Фурсенко, логично назвать по-другому, скажем, министерством инновационного развития, потому что образованные люди должны обеспечить новую экономику и новую страну. По поводу до сих пор не прекращающихся споров вокруг единого государственного экзамена министр заявил: Если мы сейчас начнем отменять ЕГЭ, то это будет катастрофа, поскольку сегодня экзамен уже вышел за рамки небольшого эксперимента. Но содержание экзамена, как, собственно, и предполагало прежнее министерство, наверняка будет как-то меняться... Утечка мозгов из России не кажется Андрею Фурсенко трагедией. Она, по его мнению, укладывается в рамки обыкновенной миграции. Главное только, чтобы процесс был двусторонним, чтобы создавались стимулы и для приезда молодых людей к нам из-за рубежа. Тема платного и бесплатного высшего образования, не перестающая волновать наше население, также не вызвала у нового министра панических настроений. Определенные надежды он возлагает на государственные финансовые именные обязательства (ГИФО), которые помогут талантливой молодежи пробиться к профессиональным знаниям без больших материальных затрат. Много вопросов было у журналистов по самой больной теме - финансирование образования. Новый министр отвечал так: Конечно, мы должны создать систему, в которой учитель не будет чувствовать себя обделенным и униженным. Знаю, есть регионы, которые в состоянии решить эту проблему. Но на вопрос, как выглядит финансирование образования в целом по стране, я пока ответить не готов.
По материаллам газеты Труд от 26.03.2004