Российские вузы хотят дополнить свою официальную госаккредитацию неофициальной – общественной
Опубликовано 19 июня 2006Российские вузы хотят дополнить свою официальную госаккредитацию неофициальной – общественной. Она, по мнению образовательного сообщества, станет знаком качества, выделяющим лидеров из общей массы. Чиновники считают эту затею излишеством.
В четверг думский комитет по образованию и науке провел "круглый стол" на "модную", по словам председателя комитета Николая Булаева, тему – "Общественная аккредитация вузов". Большинство участников обсуждения представляли вузы, от госструктур была замруководителя Рособрнадзора Елена Геворкян.
Суть идеи проста: дополнить существующую ныне систему госаккредитации вузов еще одной – общественно-профессиональной.
Тогда первая, по мнению сторонников новшества, как и сейчас, будет подтверждать право вуза на преподавательскую деятельность и гарантировать минимальное качество подготовленных им специалистов. Задачей второй станет оценка не вузов в целом, а отдельных предметов специализации и образовательных программ.
Получать общественную аккредитацию будут только самые лучшие из них, что позволит выделить из сотен вузов или факультетов одного профиля нескольких явных лидеров.
И делать это, подчеркивают авторы идеи, следует только на принципах добровольности и конфиденциальности. Вуз сам решит, нужен ли ему "знак качества", который дает сертификат о прохождении общественной аккредитации. При этом предавать гласности будут только успешные попытки пройти эту процедуру. Случаи отказа в общественной аккредитации оглашать не предполагается – получив его, вуз будет жить дальше, как будто и не пытался добиться повышения своего статуса. Таким образом, подчеркивают сторонники введения общественной аккредитации, она пойдет на пользу и вузовскому сообществу, и работодателям, и абитуриентам: все они получат достоверную информацию о качестве образования, предоставляемого в том или ином вузе.
Общественными экспертами станут самые авторитетные ученые и представители образовательного сообщества, обещают разработчики идеи. Предполагается, что вместе с ними свое слово о качестве образования в претендующем на получение общественной аккредитации вузе скажут представители бизнеса и общественности, и в том числе выпускники и независимые рейтинговые агентства.
Предложенная модель сотрудничества государства, общественности и профессионального сообщества в оценке качества преподавания стала, по словам Булаева, "первым фундаментальным общественным обсуждением проблемы". Однако прийти по ней к единому мнению стороны так и не смогли. И прежде всего по главному вопросу – нужно ли вообще дополнять существующую сегодня систему госаккредитации вузов новой, профессионально-общественной.
В Рособрнадзоре считают, что самоаккредитация вузов не нужна.
По словам Елены Геворкян, в сегодняшней государственной системе и так есть все необходимые принципы оценки качества, а сложившаяся система аккредитации вузов и без того является государственно-общественной. "Чиновники Рособрнадзора только организуют оценку. Делают ее эксперты – профессора, члены методсоветов, научные работники, то есть как раз представители общественности. Других экспертов у нас просто нет", – заявила она. Да и решение об аккредитации вуза, по версии Геворкян, также принимают не чиновники, а аккредитационная коллегия, состоящая по большей части из представителей вузов и работодателей – или все той же общественности. Что же касается мнения выпускников и работодателей, им и так интересуются: Рособрнадзор ежегодно проводит свои опросы. Таким образом, заявила Елена Геворкян "Газете.Ru": "Общественно-государственная система аккредитации уже есть. Зачем создавать параллельную структуру?"
"Чтобы сформировать общественный заказ на образование", – ответила на этот вопрос "Газете.Ru" член Общественной палаты Любовь Духанина. "Чтобы дать настоящую оценку качества образовательной деятельности", – дополнили представители российских вузов. "Главная задача общественной аккредитации – определить, насколько заявленные намерения вузов об уровне своего образования соответствуют действительности", – заявил ректор Московского государственного индустриального университета Николай Хохлов. Помочь в этом, убежден он, может только независимая – общественная – структура аккредитации, действующая, правда, "только вместе с Рособрнадзором", особо подчеркнул он.
Этот же подход поддерживает, по крайней мере пока, и Госдума.
"Необходимо дополнить государственно-общественную аккредитацию общественно-профессиональной, связав ее самым тесным образом с работодателями", – подытожила дискуссию зампред думского комитета по образованию и науке Валентина Иванова.
Тем не менее проблемы у нового начинания уже начались. Как оказалось, уже сегодня возникло не менее десятка различных околовузовских ассоциаций и центров, готовых прямо сейчас взять на себя миссию общественно-профессиональной аккредитации остальных. И некоторые из них, как показали слушания, уже начали оспаривать друг у друга эту честь. Кто и по каким критериям выберет "лучших" из них, пока непонятно.
По материалам газеты Комсомольская правда.