Электронное обучение для банкиров
Опубликовано 20 июня 2006Недавно на коллегии Рособразования подняли вопрос о дистанционном образовании. И обнаружилось, что дистанционного образования, в том смысле, в котором мы привыкли рассуждать о нем, нет. С появлением интернета оно исчезло.
Есть e-learning (электронное обучение) – этот термин не рекомендуется даже переводить, потому что в нем заключена целая философия. Во всем мире дискуссии о том, что такое e-learning и важен ли такой вид образования, давно в прошлом, история уже доказала жизнеспособность этого явления. Судите сами. Если в традиционном образовании для внесения изменений в учебник требуются годы, то в электронных учебниках это можно делать сиюминутно. Так что преимущества e-learning перед обычным видом обучения очевидны.
С 2002 года некий подъем переживает e-learning в европейском МВА-образовании. Если ранее НR- менеджеры и тренинг-менеджеры были единственными лицами, принимающими решение о необходимости обучения в компании, то сегодня ситуация меняется. Е-образование получило широкое распространение в корпоративной среде, и лица, непосредственно занятые в бизнесе (особенно те, кто работают в быстроменяющихся бизнес-процессах), увидели в нем быстрый и достаточно дешевый способ получения необходимых для работы знаний. Чем уверенно и пользуются. Кстати, в Европе компании, численность которых превышает 2 тыс. сотрудников, экономят на e-learning до 75% стоимости курсов по сравнению с обычным видом обучения.
Сегодня открытым остается пока только вопрос качества e-learning. В 2005 году был создан European Foundation for Quality in e-learning (Европейский фонд оценки качества образования E-learning), запущен соответствующий проект Евросоюза по разработке показателей качества e-learning и методики его оценки. Это все, думается, должно приостановить поток некачественных программ.
Что все вышесказанное означает для нашей страны? Означает одно, России надо каким-то образом вписываться в рынок e-learning. По сути, уже сегодня за счет e-learning из страны вывозится на Запад, по оценкам некоторых экспертов, почти 10 млрд. долларов в год. А транснациональные университеты, практикующие e-learning, растут как грибы. Везде… Но не у нас. Свои рынки Европой уже освоены. Ей интересен российский рынок. Кстати, часть экспертов считают, что и введение двухступенчатой системы образования (бакалавриат и магистратура) нужно в большей степени не для признания наших дипломов за рубежом, а наоборот. Это нужно, чтобы те наши студенты и слушатели, которые получили образование на Западе, имели бы дипломы, признаваемые нами. Европа будет наращивать свое присутствие на нашем образовательном рынке, ей нужно выпускать специалистов, которых бы признавали мы... Сегодня на территории России проводят маркетинг свыше 3,5 тысячи учебных заведений иностранных государств. Не менее активно работают иностранные бизнес-школы. Смогут ли отечественные школы достойно ответить на этот «вызов»?
Как считает Владимир Тихомиров, президент Международной академии Открытого образования, ректор МЭСИ, во всем мире обмен знаниями превратился в товар, в инструмент особой международной политики. «Если на первом этапе экономики знаний идет накопление персональных компьютеров, развивается подключение к интернету, растет компьютерная грамотность, – говорит Владимир Тихомиров, – то затем наступает этап превращения знаний в контент с образованием национальных цифровых депозитариев, совершенствованием технологий доставки знаний». По этому пути, который избрали для себя страны Европы, может пойти и Россия.
Правда, для этого придется хорошо поработать. Прежде всего предстоит пересмотреть нормативную базу и устранить барьеры, мешающие развитию e-learning в отечестве. Во-вторых, нужна мощная политическая поддержка. Потому что, по мнению Владимира Тихомирова, это вопрос – комплексный, и одними только силами Минобразнауки РФ его не решить. Нужно содействие и бизнеса, и Минсвязи, и крупных IT-компаний. И действовать надо бы быстро и решительно.
По материалам Независимой газеты.