Единый госэкзамен пошел на пересдачу
Опубликовано 26 июня 2006Правительство одобрило идею повсеместного введения ЕГЭ, однако отложило его введение с 2008-го на 2009 год. Через месяц доработанный проект закона снова обсудят в правительстве, а затем передадут в Думу.
В четверг на заседании российского правительства было принято решение прекратить эксперимент с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и перейти к его полномасштабному введению по всей стране.
Правда, ЕГЭ станет обязательным в России не в 2008 году, как планировалось ранее, а на год позже – в 2009 году.
Общественность в детали обсуждения решили не посвящать, и необходимые поправки к законам обсудили в закрытом режиме. Тем не менее о некоторых деталях обсуждения журналистам в пресс-службе правительства все же рассказали. Судя по всему, обсуждение было непростым. Да и поправки одобрили лишь «в целом», а не окончательно. Часть из них в правительстве явно сочли спорными – поэтому законопроект придется дорабатывать с учетом сделанных замечаний. Значительная их доля, без сомнения, отражает позиции образовательного сообщества.
По замыслу разработчиков законопроекта, введение ЕГЭ должно было улучшить систему госконтроля за качеством образования и подготовки выпускников школ, а также заложить основу для создания системы объективной независимой оценки качества образования.
Кроме того, обещали они, ЕГЭ совместит государственную итоговую аттестацию выпускников 11–12-го классов школ со вступительными экзаменами для поступающих в вузы и техникумы. «Результаты единого госэкзамена будут признаваться общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами – в качестве результатов вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю избранного поступающим направления подготовки (специальности)», – говорится в сообщении пресс-службы российского правительства. Таким образом, экзаменов станет вдвое меньше, а, значит, и нервотрепки, связанной с их сдачей, будет также вдвое меньше, делают они вывод. Наконец, подчеркивают разработчики идеи, ЕГЭ откроет «равный доступ на конкурсной основе к среднему и высшему профессиональному образованию, и в том числе граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах, и из семей с небольшим доходом» и станет, таким образом, дополнительной госгарантией всеобщего права на образование.
Перечисленные достоинства ЕГЭ так и не убедили противников его легализации в нынешнем виде.
Более того, им явно удалось посеять сомнения в правительстве и тем самым оттянуть повсеместное введение ЕГЭ на год.
В соответствии с поправками, вносимыми в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», введение ЕГЭ должно происходить поэтапно, и оппоненты идеи, похоже, смогли доказать, что прописанные в законопроекте переходные положения не впишутся в первоначальный срок, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на правительственную пресс-службу.
Как выяснилось, правительство подтвердило в четверг готовность пойти навстречу крупнейшим вузам страны – разрешить им не ограничивать вступительные испытания формой ЕГЭ.
По решению правительства, предстоит дополнительно обсудить предложения по предоставлению им возможности введения дополнительных испытаний для абитуриентов при поступлении. Среди таких вузов в качестве примера в пресс-службе назвали, в частности, МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, МГТУ имени Баумана, МИФИ, МФТИ и ряд других. А это значит, что, даже став обязательным, ЕГЭ все равно не станет всеобщим.
По мнению главы комиссии по образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, это верное решение: «Во многих регионах ЕГЭ обнажил серьезные проблемы. Серьезные претензии возникли к его содержанию, но еще хуже, что, как оказалось, нельзя доверять и его результатам: в отдельных регионах результаты сдачи ЕГЭ были аннулированы. Где же его независимость и уверенность, что ЕГЭ будет свободным от коррупции»?!
Кроме того, подчеркнул депутат, «продолжающийся бесконечный перенос сроков введения ЕГЭ (изначально его должны были ввести в 2006 году) свидетельствует о том, что в проекте ЕГЭ много проблем, и они до сих пор не решены».
Прежде всего, по мнению профессионального учителя Бунимовича, «не годится единая линейка для всех ЕГЭ. Скажем, по математике: нельзя же по одной шкале померить всех – от учеников коррекционных школ до мехмата». «ЕГЭ вообще не годится ни для самых слабых, ни для самых сильных ребят. То же и с вузами: ЕГЭ подходит для довольно широкой, но строго ограниченной массы – я имею в виду так называемые вузы-середняки. Они-то, кстати, и поддерживают идею ЕГЭ».
Поэтому, по мнению Евгения Бунимовича, «ЕГЭ вполне можно использовать, но только как один из способов проверки знаний наряду с другими методами. Россия слишком многообразна для того, чтобы одним ключиком можно было завести весь механизм образования»,– подчеркнул он. Но в любом случае «до внедрения эксперимента его результаты должны быть сначала опубликованы, а потом осмыслены. И никак не наоборот»,– убежден он.
Тем не менее на доработку законопроекта правительство отвело месяц, по истечении которого документ снова рассмотрят в правительстве.
На этот раз – на заседании правительственной комиссии по законотворческой деятельности, сообщает «Интерфакс». Впрочем, выполнить свое намерение внести законопроект в Госдуму до конца весенней сессии, о котором «Газете.Ru» рассказали в нижней палате парламента, премьер-министр Михаил Фрадков так и не смог.
По материалам сайта gazeta.ru