Гуманитарное образование и современное общество: драматизм взаимоотношений
Опубликовано 03 июля 2006Гуманитарное образование подвергается сегодня массированной критике. И хорошо бы, если просто критике. Это означало бы, что не все в нем так, как нужно, но речь не шла бы о самой целесообразности его существования! Современная ситуация, похоже, иная. Нынешняя власть делает вполне осмысленные шаги в формировании общественного мнения по поводу избыточности, нерациональной организации гуманитарного образования. Приводимые аргументы отчасти опираются на реальность, но лишь отчасти. Действительно, общество столкнулось с перепроизводством специалистов в области экономики и юриспруденции, с отсутствием конкурсов на филологические специальности (русская филология), с малой востребованностью социологов, политологов, историков. Поэтому в логике чиновников предложить сокращение государственных мест на эти специальности (а кое-где и закрыть их) и пополнить за счет освободившихся от гуманитарных иллюзий абитуриентов ряды квалифицированных рабочих, которых сегодня так не хватает. И более того - не допустить роста социально опасных категорий граждан, состоящих в основном, по мнению некоторых представителей власти, из бывших гуманитариев, не нашедших своего места в современном мире.
Такая логика закономерна. Тем более что о возникновении подобного образа мыслей гуманитарии давно предупреждали. Хосе Ортега-и-Гассет в "Размышлениях о технике" в свое время писал, что власть в обществе захватил человек нового типа, равнодушный к основам культуры, пользующийся плодами цивилизации. Homo economicus, человек расчетливый, обладая сознанием "массового человека" (в понимании Ортеги), то есть человека не определенной социальной принадлежности, а определенного образа жизни, господствующий во всех слоях общества и олицетворяющий собой время, понимает, что техницизм, гарантирующий комфортное существование, вбирает в себя лишь те знания, которые приносят материальную пользу. И чем больше достижений, тем больше опасность. Опасность во все более усиливающейся специализации, имеющей по крайней мере два важных следствия. Первое. Люди замыкаются на все более тесном пространстве мысли, утрачивая целостное истолкование мира, целостную культуру и презрительно именуют дилетантизмом тягу к совокупному знанию. Другое следствие - экспансия профессиональной корпоративности, поглощающей всякую человеческую самость. Современное общество выработало очень утилитарное и очень рациональное отношение к процессу обучения: человек должен получить определенную сумму знаний. И эта "сумма" увеличивается год от года. Ребенок видит мир целостно, воспринимает его непосредственно, и, абсолютизируя одну из форм мыслительной деятельности и один канал связи с миром взрослых, мы разрушаем весь строй маленького человека и сковываем возможности его мозга.
Гуманитарное образование - это построение и умножение многообразных душевных и интеллектуальных связей ребенка с внешним миром. Оно должно поставить человека перед лицом опыта поколений, запечатленного в текстах, в том числе и художественных. Этот опыт нужен ребенку не для того, чтобы знать нечто, а чтобы реализовать себя в завтрашней жизни. Значит, это постижение неотрывно от постижения языка/речи, ибо сам смысл языка и искусства - в высказывании, в выражении себя для других. Язык, речь рождаются из потребности говорить, а не из потребности слушать и повторять услышанное. Поэтому сегодня гуманистическая педагогика не может удовлетвориться банальным позитивистским тезисом: быть человеком - значит быть интеллектуалом, знание человеку выгодно и т.п. Знание не делает проблемы из себя самого. Преподавание гуманитарных дисциплин уже имеет иной опыт: оно помогает ребенку осознать, зачем это знание ему нужно, как оно сможет ему помочь жить завтра. Проблема возникает не там, где обнаруживается, что ребенок не знает чего-то. Проблема начинается тогда, когда он пытается и не может ответить себе, какова должна быть его собственная позиция в связи с чем-либо, когда из множества услышанных и вычитанных мыслей ребенок не может найти собственно ему принадлежащую, в которую он на самом деле верит. Цель гуманитарного образования - помочь ребенку решить главную проблему его жизни: сформулировать по отношению к внешним вещам свой набор мнений, верований, линий поведения, ибо, чтобы жить, человеку необходимо мыслить, создать аутентичное мировоззрение. А все перечисленное - неизменная составляющая любой индивидуальной судьбы. "Мы пришли в мир не для того, чтобы посвятить жизнь интеллектуальному служению. Мы, хотим этого или нет, приставлены к этой работе - жить; ей должны посвятить наш интеллект, наше мышление, дабы порождать идеи по поводу всего, что нас окружает, но порождать их действительно, то есть так, чтобы это были наши идеи", - читаем мы у Ортеги-и-Гассета.
Если обратиться к самим детям с предложением закончить фразу "Я бы хотел(а) понять...", мы прочитали бы следующее (приводим реальные ответы школьников разного возраста):
...Зачем мы живем в этом мире?
...Почему в современном мире больше ценятся наглость, чем кротость и скромность?
...Почему деньги занимают гораздо большее место в жизни, чем собственные чувства?
...Как нужно жить в этом мире, оставаясь собой, но не выпадать из него?
...Как можно оставаться при своем мнении, но не конфликтовать с окружающими?
...Почему лето приходит только после весны? Почему за утром придет день, а за днем вечер и, наконец, ночь
...Откуда эта гармония, никому не ясная, непонятная, незыблемая, великая, прекрасная?!
...Какое место занимает наш маленький по-большому "голубой шарик" - планета Земля на этом большом, исписанном звездами черном месте Космоса?
...Может ли человек сам себя построить, изменить?
...Главным образом я, конечно, хотела бы понять себя, но зачастую люди мне в этом мешают, когда пытаются навязать свое мнение, задавить мое "я" или своими поступками, словами, действиями заставляют меня усомниться в правильности моих убеждений. А это все-таки должно приобретаться с опытом, моим опытом, пусть даже неудачным.
...Я хотела бы понять других людей, почему они так думают, чувствуют, поступают, к чему стремятся, ради чего живут. К чему стремлюсь я? Имеет ли жизнь какой-либо смысл и что думают на этот счет другие?
...Я бы хотела понять, что представляет собой жизнь? Может быть, это игра умелых актеров, иллюзия, которую мы создаем для себя? Почему дети больше ценят ее, чем взрослые люди? Зачем люди подавляют себя? Люди забывают, что все мы дети солнца.
...Я бы хотела понять, почему у людей такая разная судьба? Почему одни могут любить, уважать, терпеть, а главное - прощать, в то время как другие обманывают, лицемерят, убивают в себе добрые чувства. Почему люди не хотят принимать реальность? Правда ли, что каждый человек в жизни умеет делать что-то лучше всех? Почему после счастья обязательно должно быть горе и разочарование?
...Когда люди научатся понимать свои ошибки и делать выводы?
...Я бы хотела понять те жизненные проблемы, через которые мне предстоит пройти.
...Я всегда хотел понять, почему люди не хотят быть добрее, почему у меня не получается быть добрее. Люди зациклились на своих проблемах и готовы задушить тебя, если ты наступил кому-нибудь на ногу. Ссоримся, обижаемся - все из-за гордыни. Надо научиться прощать.
...Почему, дав нам определенные инстинкты и возможности, жизнь ставит противоположные правила игры?
...Почему человек должен смиряться с теми или иными жизненными ситуациями?
Это те вопросы, которые в большинстве своем остаются без ответов в стенах школы. Поглощенный жизнью, вчерашний ребенок сам будет искать их. Либо не увидит в этих поисках смысла.
И еще одна подборка детских высказываний, имеющих прямое отношение к тому, как школьники оценивают собственные внутренние силы, чтобы жить дальше. Жизнь требует от подростка совсем не тех умений и способностей, на которых настаивает школа. Она требует способности выживания. Кто справится с этой задачей? Тот, кто приспособится к правилам игры, заданным временем и сильными мира сего? Или тот, кто найдет в себе силы остаться собой?
...Я достаточно способна, чтобы учиться и познавать жизнь, потом работать.
...Я достаточно способен, чтобы держать удар (не физический), однако держать его вечно и не закричать невозможно.
...Я достаточно способна, чтобы быть самостоятельным человеком и отвечать за свои поступки, создавать свое суждение по поводу разных вопросов; уметь слушать других людей.
...Я достаточно способна, чтобы заглянуть в себя и выразить свои мысли; чтобы осуществить свои мечты; чтобы соизмерить свои силы со своими способностями; чтобы быть счастливой, чтобы радоваться тому, что у меня уже есть и не просить более, если нет необходимости.
Старшеклассники мечтают, по их словам, о том, что не будет войны, что люди перерастут свою глупость и перестанут зацикливаться на деньгах, научатся понимать других и себя, будут добиваться выполнения своей цели так, чтобы потом никто не обвинял их в подлости; мечтают что-то сделать для своей страны; чтобы всех людей объединяла общая вера, идея, психология; чтобы не ссорились близкие в семье (кстати, помните у А.Платонова: "У вас ребенок живет, а вы ругаетесь - он же весь свет родился окончить").
Детские мечты и представления о себе и мире неизбежно столкнутся с реальностью жизни, и исход этой драматической коллизии отразится в каждой индивидуальной судьбе. Нынешняя ситуация такова, что гуманитарное образование, понимаемое как построение мировоззрения человека, свободно мыслящего в контексте культурного опыта прошлых поколений, свободно выражающего себя в речи, научившегося свободно и самостоятельно мыслить, а значит, быть личностью, противоречит процессам усиливающегося расслоения общества и все более суживающейся специализации. В этом смысле гуманитарное образование опасно и избыточно. Чтобы уменьшить риск социальных потрясений, государственная элита стремится ограничить образовательный уровень основной массы населения и формирует соответствующее общественное мнение, оправдывая идеологией рынка потребность в узкофункциональной обученности человека, в услугах которого она нуждается. Рынок разрушает образование, понимая, что свободным сознанием трудно манипулировать. Утилитарно-прагматический подход к изучению гуманитарных наук (тестирование, ЕГЭ), отсутствие концепции целостного построения мировоззрения растущего человека, равно как и отсутствие внятных целей образования, свидетельствуют об этом.
Имеет ли сколько-нибудь удовлетворительное решение проблема гуманитарного образования сегодня, в том числе и литературного образования, сказать трудно. Но совершенно точно, что педагог в своем классе, в своей аудитории может создать условия для того, чтобы вместе со своими учениками искать ответы на их вопросы, понимая, на что в их душах он может рассчитывать, вместе читать книги, писать о прочитанном и думать, высказывая свои мысли и надеясь быть услышанным.
Людмила Гордиенко, доцент Славянского педагогического института, г. Славянск-на-Кубани