Реформу о кредитах на образование ждет провал
Опубликовано 14 августа 2006Попытки государства применить экономические рычаги для стимулирования различных отраслей все чаще не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Вполне вероятно, что незавидная участь ждет и одобренную вчера правительством программу внедрения кредитов на образование.
Попытки государства применить экономические рычаги для стимулирования различных отраслей все чаще не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Вполне вероятно, что незавидная участь ждет и одобренную вчера правительством программу внедрения кредитов на образование.
В ходе заседания правительства министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что государство наконец-то решилось начать реализацию принятого еще в 1992 году закона, предусматривающего предоставление гражданам кредитов на образование. В рамках эксперимента в 2007-2010 гг. власти выделят на эти цели 650 млн. рублей, что позволит прокредитовать примерно 2,5 тысячи студентов. Насколько выгодными окажутся госкредиты под 10-12% годовых с отсрочкой платежа на 10 лет - решать самим абитуриентам, однако им нужно быть готовыми к тому, что в ходе реформы стоимость платного обучения неизбежно вырастет.
Нетрудно предположить, что большая часть заемщиков решит попытать счастья в столичных вузах, платные отделения которых не испытывают особого недостатка в платежеспособном спросе со стороны потенциальных студентов. Сегодня плата за обучение в среднем по Москве составляет 5 тыс. у.е. в год, что как раз укладывается в объявленную государством верхнюю планку - 140 тыс. руб. в год на одного участника программы. Появившиеся на рынке платного образования новые деньги могут спровоцировать столичные вузы на увеличение расценок. За ними потянутся и остальные российские вузы, для которых московские цены служат своеобразным ориентиром.
Прогнозировать такой исход очередного эксперимента сегодня несложно, учитывая печальный опыт последних лет. Достаточно вспомнить испытывающий большие сложности национальный проект "Доступное и комфортное жилье". Сроки его выполнения безнадежно срываю тся, а цены на жилье растут такими темпами, что оно становится доступным все меньшему количеству россиян. Одной из причин кризиса проекта стал активно стимулируемый властями выброс на рынок жилья ипотечных кредитов, который лишь увеличил платежеспособный спрос на квадратные метры, но не их предложение. Удар по ценам нанесли и инициированные властями поправки в 214-й закон, принятые почти год назад для защиты граждан от нечистых на руку застройщиков. Застройщики свои прибыли успешно защитили, резко сократив предложение, а для граждан это начинание обернулось новым витком цен.
Еще одним неудачным примером госрегулирования стали неуклюжие попытки защитить граждан от алкогольного контрафакта, а заодно и решить некоторые проблемы в СНГ. Сначала власти перекрыли винно-минеральный поток из Молдавии и Грузии, а затем внедрили новую Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета алкоголя. В результате производители и продавцы понесли убытки, а граждане как в пору горбачевского "сухого закона" столкнулись с пустыми полками. При этом сам федеральный бюджет потерял от нововведения уже более 4 млрд. руб.
Судя по всему, на ЕГАИС дело не остановится - осенью Госдума может одобрить внедрение подобной системы в сферу оборота лекарств. Пенсионерам о последствиях этого шага лучше заранее не думать. Впрочем, не стоит успокаиваться и тем, кому до пенсии еще далеко. При новой системе расчета пенсий мы живем уже почти три года, и некоторые ее результаты уже видны. Почти 95% пенсионных денег перешло на счета государственного Внешэкономбанка, которому доверено управлять и приумножать пенсионный капитал. Доходность по итогам I квартала 2006 года стала для него и для будущих пенсионеров провальной - 1,93% годовых. При том что за это время инфляция обесценила сбережения на 5%, а в июле она достигла уже почти 7%.
По материалам Независимой газеты.