Поволжский Образовательный Портал

Лидеры рынка образования

Опубликовано 15 сентября 2006

Сегодня на рынке высшего образования становится тесно. В России появляются новые вузы, и все сложнее определиться, куда пойти учиться. Аналитики спорят о том, кто дает лучшее образование - государственные или негосударственные вузы. Чиновники говорят о том, что границы между этими понятиями пора стирать.

Ясно одно: времена, когда абитуриенты стремились получить исключительно бесплатное образование, уходят. Потребитель готов платить, но и требует эффективных знаний, которые в будущем помогут ему адаптироваться к рынку труда.

Здоровая конкуренция

Еще летом заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Елена Геворкян предложила не разделять понятия «государственный вуз» и «негосударственный вуз». Она заявила, что сегодня граница между этими понятиями стирается: на первый план выходит качество образования, а не юридический статус вуза, который его предлагает.

По мнению первого проректора Московской финансово-юридической академии (МФЮА) Елены Калинкевич, негосударственные вузы успешно конкурируют с государственными. «C каждым годом в Московскую финансово-юридическую академию приходит все больше студентов, нацеленных на успешную карьеру, и наша задача - не обмануть их ожиданий», - заявила она «Газете».

МФЮА существует уже 17 лет и на сегодняшний день академия является номером один в рейтинге аккредитованных государством вузов. За годы своей работы академия открыла около 40 филиалов и представительств по России, в том числе 14 представительств - в Подмосковье. В филиалах и представительствах обучаются более 28 тысяч студентов, 18 тысяч студентов проходят обучение в Москве. МФЮА является примером негосударственного вуза, выпускники которого находят свое применение на рынке.

Проректор высшей школы психологии Илья Базенков считает, что не стоит противопоставлять негосударственные и государственные вузы. Но разница, по его мнению, все-таки есть. «Основной минус негосударственных учебных учреждений - отсутствие бюджетных мест и в большинстве случаев отсутствие собственных помещений, что приводит к повышению платы за обучение», - говорит проректор. Среди положительных сторон Базенков выделяет уровень профессионализма научного состава: «Во многих негосударственных вузах больше реализуется индивидуальный подход к студентам, и при выборе вуза лучше ориентироваться не на его юридический статус, а на состав преподавателей, учебные планы, учебную нагрузку, требовательность к студентам и тому подобное".

Цена вопроса

Качество образования, которое сегодня предлагают вузы, - это отдельный вопрос. Если раньше на первом месте стояла репутация учреждения, его статус, то новое поколение управленцев часто в первую очередь интересует, насколько актуальны знания, полученные претендентом в учебном заведении, которое он окончил.

«Ежегодно в образовательный процесс мы вводим 2-3 новых специальности, которые будут на пике популярности уже через несколько лет, - продолжает проректор МФЮА Елена Калинкевич. - Уполномоченное кадровое агентство PRS, с которым МФЮА сотрудничает уже не первый год, занимается трудоустройством и выпускников, и студентов нашего вуза. В банке данных нашего агентства - несколько сотен перспективных российских и международных компаний».

Адаптация молодого выпускника на рынке - отдельный вопрос, заслуживающий внимания. Если до недавнего времени считалось, что диплом государственного вуза - свидетельство качества, а негосударственного - необразованности, то сегодня ситуация немного изменилась.

По мнению Ильи Базенкова из Высшей школы психологии, работодателю часто безразличен диплом (конечно, если у него нет каких-либо стереотипов или четких требований). «В коммерческих структурах зачастую личные качества соискателя играют большую роль, чем диплом, и прием на работу ведется на основании собеседования. В государственных организациях чаще встречается недоверие к негосударственным вузам», - говорит он.

По его мнению, по адаптации к рынку негосударственные вузы, безусловно, впереди - особенно в плане различных программ дополнительного образования (курсы, семинары, тренинги).

Непрочный рынок услуг

По мнению зампреда комитета Госдумы по образованию и науке Валентины Ивановой, в стране до сих пор не сформировалась культура негосударственных вузов. Среди плюсов государственного образования Иванова выделяет сложившуюся научную школу, профессионализм и опыт педагогов, серьезные библиотечные фонды. Среди минусов - часто встречающаяся незаинтересованность преподавателей в студентах, отсутствие диссертационных советов и богатых научных фондов.

Зачастую негосударственные образовательные учреждения более мобильны: имея договоренность с другой страной, вуз может легко открыть свой филиал, в то время как для открытия государственной школы нужно межгосударственное соглашение. Лучшие негосударственные вузы обладают библиотеками на электронных носителях, они часто «тоньше» чувствуют рынок. Свою роль играет и средний возраст научного коллектива, «командность».

«Тем не менее, на мой взгляд, в России до сих пор не сформировано поле достойного коммерческого негосударственного высшего образования. Сейчас существует лишь несколько негосударственных вузов, доказавших, что их выпускники не уступают в профессионализме», - говорит депутат.

Стоит отметить, что Рособрнадзор сегодня стал внимательнее относиться к негосударственным аккредитованным вузам, которых в стране уже более 350. В случае нарушения вузом лицензионного норматива действие лицензии по решению суда могут приостановить. Причиной может стать нехватка преподавателей, отсутствие необходимых лабораторий, библиотек, компьютеров. Вузу дается полгода на то, чтобы он исправил ситуацию, и только после этого действие лицензии восстанавливается.

Так или иначе, налицо тенденция улучшения качества негосударственного образования. Несмотря на постоянное пополнение списка вузов, среди них выделяются лидеры, готовые предложить кадровому рынку достойных выпускников.

 

Другие матералы рубрики: