Демографический спад принесет пользу системе образования?
Опубликовано 20 сентября 2006Статистичка неумолима: ежегодно в России количество школьников сокращается примерно на 1 млн. человек. "Если в 2000 году их было 20 млн., то к 2008 году останется только 13 млн. учеников. Это несет огромные проблемы и для экономики, и для школ", - отметил министр образования и науки А. А. Фурсенко. Между тем он отметил, что пытаться любой ценой сохранить ту образовательную сеть, которая сегодня существует, было бы неправильно. Он также сообщил, что, по прогнозам, к 2010 году двое уменьшится число абитуриентов вузов. "К 2008 году количество выпускников школ уменьшится на 20%, к 2010 году - более чем на 30%", - отметил А.Фурсенко, добавив: "поэтому, я прогнозирую спад желающих поступать в вузы - к 2010 году их количество может уменьшиться в 2 раза". Вот только станет ли потеря контингета учащихся и неизбежное закрытие некоторых учебных заведений трагедией для страны, или, напротив, оздоровит наше образование?
Быть или не быть сельской школе, решат родители
Разумеется, в первую очередь отсутствие учеников ударит по школам. К сожалению, сегодня в России сложилась уникальная ситуация: в сельской местности рождаемость ниже, чем в крупных городах. Третье поколение сельской молодежи предпочитает жить и работать в городах. В результате, как отметил министр, более чем в 5 тыс. российских сельских школ обучается не более 10 учеников.
Поскольку сложно предположить, что в таком учебном заведении, где один - два педагога вынуждены преподавать все предметы с первого по одиннадцатый класс, ученики получают качественное среднее образование, вполне логично прекратить имитацию обучения. Вместо десяти крошечных школ-избушек, ровесников знаменитой крестьянской школы в Ясной Поляне, появится одна современная, нисколько не уступающая своим городским "сестрам" ни в квалификации и количестве учителей, ни в техническом оснащении. Как добраться в такую школу ребенку из дальнего села? Его доставит на урок школьный автобус.
Между тем Фурсенко отметил, что необходимо сохранить те школы, которые являются культурно-образовательными центрами сел, то есть школы, работающие в крайне малонаселенных и удаленных регионах. В Сибири, на Дальнем Востоке, в Якутии сельская школа - не только учебное заведение, но и клуб, библиотека, музей, место культурного отдыха детей и взрослых. Закроется школа - умрет село.
Вот почему, как отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В. А. Болотов, решение о прекращении деятельности каждой конкретной сельской школы должен принять сельский сход, то есть родители учеников. Такие случаи уже бывали, причем обычно крестьяне сами решали, где дальше учиться их детям. То есть впервые между школами возникла конкуренция, и дети получили возможность учиться у лучших педагогов. Между тем, по мнению В. А. Болотова, начальные малокомплектые школы лучше всего не закрывать. Решать вопрос о закрытии того или иного ПТУ, техникума или колледжа будут работодатели.
Кроме этого, считает А. Фурсенко, необходимо создавать новые школы - "в тех местах и такого уровня, чтобы в условиях, когда начнется демографический подъем, они могли взять на обучение новых ребят и начать учить их на современном уровне". Проще говоря, власть рассчитывает, что часть мигрантов вернется домой, а рожать все же вскоре начнут больше.
Олимпиады и ЕГЭ спасут престиж России
Сегодня в Российской Федерации высших учебных заведений в два раза больше, чем тридцать лет назад было во всем СССР. До сих пор у нас было принято считать это достижением, вот только "товарищи на местах" жалуются: год от года уровень знаний выпускников школ и ВУЗов падает. Как уточнил ректор МГУ Виктор Садовничий, многие выпускники школ сегодня плохо знают русский язык, из-за чего оказываются не в состоянии даже написать стандартное развернутое сочинение на заданную тему. Не владеющие же в достаточной мере русским языком молодые специалисты, соответственно, не обладают необходимыми в последующей работе коммуникативными навыками. По этому поводу, к слову, сегодня частенько предъявляют претензии к вузам и работодатели, недовольные качеством подготовки вузовских выпускников.
А уровень их математических познаний зачастую оказывается таков, что для новоиспеченных студентов даже приходится вводить дополнительные занятия по "подтягиванию" математических основ, которые они должны были освоить в школе. Все это особенно печально, потому что отечественные школяры традиционно славились своей матподготовкой. Причем эти тенденции регистрировались не где-нибудь, а в ведущем вузе страны, где на одно место претендовало до шести человек.
В принципе, в этом нет ничего удивительного. Это раньше абитуриент боролся за место в университете или институте, а теперь зачастую ВУЗ борется за абитуриента. Речь идет даже не о тех частных ВУЗах, которые под предлогом обучения торгуют "корочками" и отсрочками от армии. Государство постепенно закрывает такие конторы: как заявил В. А. Болотов, в данный момент Рособрнадзор подал два судебных иска о лишении лицензии в отношении двух частных ВУЗов (из этических соображений руководитель не произнес их названия); еще около сорока высших учебных заведений получили предупреждение из-за недостатка площади, штатных и остепененных преподавателей, учебно-методической базы и тому подобных причин.
Ныне недостаток абитуриетов испытывают и многие государственные ВУЗы. иной раз приемная комиссия вынуждена сама исправлять ошибки в работах абитуриентов (обратите внимание, совершенно бесплатно!), многое прощать студентам - бывали случаи, когда руководство обязывало преподавателей поставить "удовлетворительно" даже тем, кто не посетил ни одной лекции, не ответил на экзамене ни на один вопрос... По сути дела, диплом предоставляется всем желающим. Понять ректора ВУЗа можно: начнешь отчислять нерадивых или неспособных - создашь недобор в группах. Неукомпленктованные группы ведут к снижению зарплат преподавателей.
Если же учесть, что, как предсказывает федеральный министр, через несколько лет в стране исчезнет так называемый отложенный спрос на высшее образование, когда в ВУЗы приходят те, кто по тем или иным причинам не мог сесть на студенческую скамью в 90-е годы, очень может случиться, что принцип "Студент на тройку всегда прав" победит преподавателей "старой закалки".
Поэтому Минобрнауки одновременно с повсеместного введения ЕГЭ собирается законодательно установить минимальное количество баллов, которое даст право абитуриенту подавать результаты ЕГЭ в высшее учебное заведение. Те, кто набрал меньше, студентами стать не смогут. Их не примут даже самые непрестижные ВУЗы, даже на платное отделение. А.Фурсенко решил, что " Главной задачей ЕГЭ станет не обеспечить поступление, а отсечь тех людей, которые идут в вуз, но своими знаниями и подходом к образованию права на высшее образование не имеют. То есть ЕГЭ станет своеобразным фильтром при поступлении в учреждения высшей школы", - министр.
Возможно, кто-то возмутится: мол, если родители готовы пять лет платить за пребывание в ВУЗе любимого Митрофанушки, то это их личное дело. Но переизбыток "дипломированных специалистов с высшим образованием" на рынке труда приводит к недостатку рабочих и, как следствие, увеличению миграции в Россию, в том числе и нелегальной.
Есть и еще одна опасность: может случиться так, что словосочетание "образование из России" будет звучать, как "высокие технологии из Новой Гвинеи". Болонский процесс "вынесет сор из избы", как только специалисты с купленными дипломами окажутся на Западе. А ведь сегодня Россию во всем мире воспринимают как одного из лидеров в области образования.
Так или иначе, очевидно одно: демографический спад вынудит многие учебные заведения бороться за качество обучения. Государство явно дает понять: халтурщикам и бракоделам придется уйти с рынка образовательных услуг. Правда, в России еще не было прецендета лишения лицензии государственного ВУЗа, но все когда-то происходит в первый раз...
Надежда Семеновская.