Складывается благоприятная ситуация для модернизации российской системы образования
Опубликовано 02 октября 2006Приоритетный национальный проект "Образование" сильно повлиял на все аспекты системы образования, а его основные принципы очень хорошо вписываются в те механизмы, которые необходимы для модернизации российской образовательной системы в целом. Об этом заявил директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Калина на прошедшем в Подмосковье 27 сентября ежегодном Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
В своем докладе Исаак Калина подробно остановился на основополагающих моментах концепции модернизации системы российского образования и влиянии на нее приоритетного национального проекта.
По мнению директора департамента, система качественного образования должна строиться на двух основных принципах: она должна предоставлять равные права на получение образования и создавать равные условия для его получения. По словам Исаака Калины, на качество образования влияет много факторов, начиная с образовательных стандартов, учебников и заканчивая уровнем подготовки преподавателей в педагогических вузах, но условия и доступность должны быть "справедливо равны для всех".
Как отметил директор департамента, минимальными условиями качественного образования являются: квалификация преподавателей, эффективное оснащение образовательных учреждений современным оборудованием и хорошие бытовые условия в них, полноценная среда общения обучающихся. Исаак Калина указал, что в образовательной сфере не место "условным специалистам", которые зачастую преподают дисциплины, которых не имеют в дипломе, избегают переаттестации, не умеют пользоваться современными образовательными технологиями и не хотят этому учиться. Кроме того, по словам Исаака Калины, хорошее школьное лабораторное и другое оборудование позволяет сделать учебный процесс более эффективным и наглядным.
Исаак Калина обозначил несколько механизмов перехода на новый стандарт качественного образования. Во-первых, необходимо увеличить число обучающихся в школах, оснастив при этом школы современным оборудованием. Исаак Калина считает, что полное оснащение новейшим оборудования множества малокомплектных школ, когда к современной лаборатории имеют доступ три - пять старшеклассников, - это не вполне рациональная трата государственных средств. А изменив, укрупнив систему обучения учеников старших классов, можно добиться того, что они закончат свое школьное образование в полноценных многопрофильных школах, под руководством грамотных преподавателей и используя новейшее учебное оборудование, считает он. Эта проблема в меньшей степени затрагивает начальную школу, поскольку условия обучения учеников младших классов не настолько затратны.
Также немаловажными факторами перехода к качественному образованию директор департамента считает переход на нормативно-подушевое финансирование и переход на новую систему оплаты труда учителей, которая зависит от качества преподавания, интенсивности и уровня ответственности, то есть от самого педагога, а не только от его стажа или количества проведенных уроков.. При этом необходима независимая и адекватная внешняя оценка качества преподавания, и, по словам Исаака Калины, один из способов такой оценки - это единый государственный экзамен. Кроме того, расширение общественного участия в оценке и управлении образовательными процессами - тоже один из важных способов перехода к более высокому качественному уровню.
И в таком переходе, по мнению Исаака Калины, имеет неоспоримое значение использование принципов и потенциала нацпроекта "Образование". "Нам кажется, что приоритетный национальный проект "Образование" и его принципы очень вписываются в использование тех механизмов, о которых я сегодня говорил", - заметил он. Исаак Калина провел прямые параллели между направлениями реализации нацпроекта и самой концепцией модернизации образования, как то: вознаграждение учителей за качество и интенсивность труда, участие общественности в оценке деятельности школ и преподавателей, обеспечение равных условий для всех обучающихся (интернетизация школ, оснащение новым учебным оборудованием, закупка сельских школьных автобусов). Директор департамента отметил, что национальный проект выявил при помощи общественной и профессиональной оценки тех учителей и те школы, которые приблизились к требующимся сегодня стандартам, и их нужно непременно вовлекать в процесс модернизации образования.
Кроме того, по словам Исаака Калины, приоритетный национальный проект стал импульсом для регионов, которые стали уделять повышенное внимание образованию и в свою очередь тоже делать шаги навстречу в этом вопросе. Новое направление национального проекта "Поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации российского образования", по мнению Исаака Калины, станет серьезным стимулом для регионов для дальнейшей интенсивной работы над модернизацией своих образовательных систем.
"Это не конкурс по принципу "кто даст больше денег" и даже не конкурс "кто покажет в конце лучшие результаты". Это конкурс эффективности применяемых механизмов, способности дать позитивные изменения и возможности тиражирования их в Российской Федерации", - сказал Исаак Калина.
В своем докладе Исаак Калина сообщил, что приоритетный национальный проект "Образование" очень сильно повлиял на все стороны жизни системы образования, а результаты его реализации являются тем ресурсом, который можно использовать для модернизации системы образования в целом. Можно использовать как уникальный опыт работы в этом направлении ряда субъектов РФ, так и всех субъектов в целом. Кроме того, происходящий в рамках проекта реальный рост ресурсного обеспечения процесса образования и концентрация как интеллектуальных, так и финансовых ресурсов в "точках роста" также являются хорошей базой для перехода на новый качественный уровень всей системы в целом.
По материалам сайта Министерства образования и науки Российской Федерации.