Эксперты высказались против ЕГЭ
Опубликовано 18 октября 2006Руководители профильного комитета Госдумы и эксперты в области образования выступают против обязательного введения единого государственного экзамена. Аргументы против такой формы оценки знаний выпускников школ они высказали вчера на пресс-конференции в преддверии первого чтения законопроекта о введении ЕГЭ 20 октября в Госдуме.
«Если единый госэкзамен будет введен в РФ в качестве обязательного, это поменяет весь характер работы отечественной школы. Вместо того, чтобы развивать личность ребенка, учить его мыслить, учителя будут заниматься «натаскиваением» на сдачу ЕГЭ», - сказал первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин.
«ЕГЭ имеет право на существование, если он не будет монополизировать систему оценки качества знаний», - сказал профессор, министр образования России в 1992-1996 годах Евгений Ткаченко, с сожалением отметив, что во внесенном в Госдуму законопроекте нет упоминания о добровольности такой формы проверки знаний. Он подчеркнул, что нельзя оставлять ЕГЭ как единственную форму оценки уровня знаний при выпуске из школы и приеме в вуз. По его мнению, должны быть сохранены олимпиады, конкурсы, собеседования, традиционные экзамены, «работа с индивидуальностью».
«ЕГЭ - это нормативный тест, который нестандартно мыслящих людей отсекает полностью», - отметил академик Российской академии образования. Утвердив ЕГЭ законодательно, Россия не добьется инновациционного прорыва в экономике и других областях, считает заместитель главы думского комитета по образованию и науке Алексей Чернышев. «Этим законом в первой редакции вводится монопольное право ЕГЭ решать, кто ты и чего стоишь», - сказал он, отметив, что формализованный подход к оценке знаний лишит страну творчески мыслящих граждан, так как все усилия школьников будут направлены на сдачу типовых тестов, а не на формирование собственного мнения.
В свою очередь президент Всероссйиского фонда образования Сергей Комков утверждает, что эксперимент по введению единого госэкзамена, в котором в 2005 году приняли участие 78 субъектов РФ, «проводится без концепции, без научной гипотезы, без финансового плана, без прогноза последствий в образовании». «На проведение эксперимента за счет средств, которые выделяются на Федеральную целевую программу по развитию образования, расходуется ежегодно около $50 миллионов. Большая часть этих денег до школ и вузов не доходит», - заявил он, добавив, что по его запросу прокуратурой ведется проверка расходования бюджетных средств.
Законопроект о ЕГЭ, вносящий поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России с 2009 года. Предполагается, что результаты единого экзамена будут признаваться государственными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а средне-специальными и высшими учебными заведениями - в качестве результатов вступительных экзаменов по общеобразовательным предметам, соответствующим выбранной специальности.
Границы шкалы результатов ЕГЭ в баллах ежегодно будут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лицам, не прошедшим конкурсный отбор в средние и высшие учебные заведения по результатам экзамена в год получения аттестата об общем образовании, будет предоставлено право повторной сдачи экзамена в последующие годы. Отдельным вузам может быть предоставлено право проведения дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности, в том числе по общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ. Предполагается, что перечень таких вузов и направлений подготовки будет утверждать правительство.
Об этом сообщает сайт gazeta.ru.