В Министерстве образования и науки РФ прошла коллегия, посвященная итогам Единого госэкзамена-2006 и планам по проведению госов в 2007 году
Опубликовано 31 октября 2006ЕГЭ — это своего рода градусник для измерения температуры отечественного образования. Но не лекарство от всех его болезней, — сказал, открывая совещание, министр образования и науки Андрей Фурсенко.
По словам руководителя Рособрнадзора Виктора Болотова, в 2006 году Единые госы прошли в 79 регионах страны, их сдавали более 830 тысяч выпускников (72% от общего количества). Это на 10% больше, чем в 2005-м. Следующим летом в эксперименте примут участие уже 83 субъекта Федерации (кроме Чечни, Приморского края и Нижегородской области) и более 840 тысяч выпускников 11-х классов (75%). Экзамен пройдет по всем 13 школьным предметам, но в каждом регионе их количество будет различным.
В Москве, к примеру, в 2007 году обязательным экзаменом в форме ЕГЭ будет только русский язык. Еще 9 предметов (математика, физика, химия, литература, биология, география, история России, обществознание, английский язык) ученики смогут сдать либо как тесты, либо в традиционной форме. Право выбора останется за учеником. Зато все вузы и ссузы Москвы и Московской области (кроме МГУ) будут засчитывать ЕГЭ-баллы в качестве вступительных.
По словам Болотова, по результатам ЕГЭ-2006 первокурсниками стали более 500 тысяч абитуриентов, из них 35% — иногородние, а 25,5% — из сельской местности. Впервые был проведен госэкзамен для детей с ограниченными возможностями (с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). В перспективе ожидается, что госы станут обязательными и для девятиклассников (так называемый “малый ЕГЭ”), а также для начальной школы (в конце 4-го класса), в профучилищах и колледжах и на 2—3-х курсах вузов. Независимая оценка знаний затронет, таким образом, всех российских учащихся — от младших учеников до студентов.
Среди недостатков ЕГЭ Болотов отметил аннулирование результатов экзаменов в 19 пунктах проведения — в них итоги оказались существенно лучше, чем в среднем по региону. Поэтому в следующем году перепроверять станут все работы, набравшие 95 баллов и выше. Кроме того, в ряде регионов слишком поздно выдавались ЕГЭ-свидетельства, и выпускники не успевали разослать их в выбранные вузы. Эту недоработку тоже собираются устранить. Зато в самих тестах некорректно сформулированных заданий стало гораздо меньше — 3 против 10 в 2005-м.
Максимальное количество баллов (100 из 100 возможных) этим летом набрали 496 человек — 0,05% от общего числа сдававших ЕГЭ. Зато каждый пятый выпускник (20%) получил “два” по математике, 12% — “два” по физике, 17% — по химии и 18% — по литературе.
Как отметил Виктор Болотов, вузы, принимавшие в 2006-м сертификаты ЕГЭ, впадали в две крайности — либо назначали очень высокий порог для “пятерки” (95 баллов и выше), либо, наоборот, принимали абитуриентов с очень низкими баллами (15—24) — фактически с “двойками”. В первом случае учебные заведения потеряли часть перспективных ребят (они ушли туда, где требования были ниже), а во втором — приняли не самых лучших студентов. В 2009 году, когда ЕГЭ станет обязательным для всех выпускников, с такими низкими баллами абитуриентов не будет брать уже ни один российский вуз даже на платной основе.
В будущем (очевидно, с 2008 года) ЕГЭ станет проходить в “одну волну” — июньскую. Сейчас он проходит в два этапа — школьный (май-июнь) и вузовский (июль). В 2006 году 68,5% выпускников сдали ЕГЭ именно во время второй “волны”.
Итоги ЕГЭ-2006, по данным социологов, положительно оценили 43% россиян (среди молодежи этот процент намного выше — 59%). Они отметили его позитивные стороны: возможность поступить в вузы и ссузы без дополнительных испытаний, обеспечение равных возможностей для выпускников разных школ и упрощение процедуры поступления в институты. Кроме того, родители выразили надежду, что ЕГЭ позволит уменьшить коррупцию в отечественных вузах.
По материалам http://school.edu.ru