5 спорных утверждений о Едином госэкзамене
Опубликовано 07 апреля 2004Эксперимент со сдачей Единого государственного экзамена, то есть выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов в одном флаконе, проходит в нашей стране уже четвертый год. В этом году в нем будут участвовать уже 65 регионов и более 1000 вузов и филиалов, в том числе практически все вузы Москвы и С.-Петербурга, кроме силовых вышек и МГУ. По поводу его введения неоднократно дискутировали, высказывалось много официальных за и против. Однако у школьников и их родителей - тех, кто участвовал в этом эксперименте, и тех, кому это предстоит, - за это время ясности не прибавилось. Какой цели пытаются добиться чиновники путем введения ЕГЭ? Станет ли высшее образование доступнее для абитуриентов из глубинки? Будут ли с егэшными баллами принимать во все вузы страны? Корреспондент еженедельника Интерфакс ВРЕМЯ попыталась разобраться в тонкостях этого образовательного новшества.
ЕГЭ, по заверению авторов эксперимента, - это только часть общей концепции модернизации образования, одна из целей которой - подогнать наши среднюю и высшую школы под европейские стандарты, чтобы аттестаты и дипломы котировались на Западе. Однако проректор - начальник Управления академической политики и организации учебного процесса МГУ им. Ломоносова, профессор Владимир Миронов уточнил, что ни в одной стране мира, кроме Китая, поступление в вуз с помощью ЕГЭ не практикуется. Но в Китае, как известно, велика численность населения, поэтому в вузы поступают только 10 проц. из числа школьников-медалистов. А с нашей демографической статистикой, возможно, скоро вообще вступительного конкурса не останется: мест в вузах будет больше, чем абитуриентов.
По словам специалистов Российской академии образования, образец для отечественного ЕГЭ был взят в средней школе Америки. Перед началом эксперимента они по заказу Минобразования проанализировали особенности экзаменов в развитых странах - Англии, Германии, Франции, Японии, США, подвергнув наибольшей критике американский вариант - единственный, включающий тесты с выбором ответов. Однако министерство выбрало его. Посмотрим, что из этого вышло.
Одна из главных целей эксперимента по ЕГЭ, которую всегда озвучивают чиновники из Минобразования, - обеспечение равного доступа к получению высшего образования для всех, даже для школьников из провинции, у которых нет денег на подготовительные курсы или репетиторов.
Но и сами экспериментаторы признаются, что введение ЕГЭ не уничтожает репетиторство, а скорее добавляет ему еще одно звено. Люди всегда стремятся быть лучше подготовленными, поскольку конкурс в вуз останется при любом экзамене, - рассказал корреспонденту Интерфакс ВРЕМЯ начальник Управления контроля качества общего образования (ЕГЭ) Валентин Николаевич Шаулин. По его словам, если раньше абитуриенты учили математику для поступления в конкретный вуз, то сейчас нужно будет готовиться к Единому госэкзамену по этому предмету. Помочь при подготовке к ЕГЭ, отметил Валентин Шаулин, ему смогут не только преподаватели на курсах, но и учителя в школах.
Может, это и было одной из задач эксперимента - дать возможность школьным педагогам заработать на поступающих в вузы? Наверное, у государства нет средств, чтобы прибавить учителям зарплату, и если мы хотим, чтобы наши дети были образованными, то придется платить, только вот знать бы наверняка кому. С другой стороны, предположим, что вы наймете репетитора и ваш ребенок хорошо подготовится к ЕГЭ. Но случится так, что на одно место в вуз с ним будет претендовать абитуриент, чьи родители заплатили ректору взятку. Кто в итоге поступит?
Согласно заверениям инициаторов Единого госэкзамена, в вуз должны принять того, чей балл по ЕГЭ окажется выше. Подтасовать результаты, утверждают они, невозможно: задания экзамена проверяют компьютер и независимые эксперты. Каждому выданному свидетельству о сдаче ЕГЭ присваивается индивидуальный номер, а в вузы анонимно отсылается копия этого свидетельства с баллами, полученными школьником.
Значит, ЕГЭ решает проблему коррупции? Да, преподавателям и ректорам вузов станет не с кого и не за что брать взятки, но разве у тех, кто выдает свидетельства о сдаче госэкзамена, эта возможность не появится? Владимир Миронов убежден, что при введении Единого госэкзамена коррупция, грубо говоря, перетекает на другой уровень, от вузов к чиновникам, а они - не самая некоррумпированная часть нашего общества.
Многие эксперты приводят в пример Китай, где единый для всех экзамен делает выгодной продажу его вариантов, причем китайских чиновников не останавливает даже реальная угроза - 10 лет тюрьмы.
Предположим, что ваш ребенок - гений и смог самостоятельно, без курсов и репетиторов, подготовиться к поступлению. Вот только денег, чтобы отправить его в Москву для сдачи вступительных экзаменов, у вас нет. Реформаторы отечественного образования утверждают, что Единый госэкзамен предоставит возможность поступить в вуз даже школьникам из отдаленных регионов. Ведь достаточно разослать егэшные баллы в любое количество учебных заведений и ждать результата.
Хорошо, допустим, что ваше талантливое чадо приняли в один из самых престижных вузов страны. Теперь ему пять лет предстоит жить в Москве, которая входит в пятерку самых дорогих городов мира, на стипендию в 500 рублей, а помогать финансово вы ему не в состоянии - денег на проезд в один конец из Калуги до Москвы еле наскребли. Что делать тогда?
Владимир Миронов рассказал, что в прошлом году 400 человек из числа поступивших с результатами ЕГЭ в Высшую школу экономики учиться в Москву не приехали. Проректор МГУ считает, что надо говорить о льготных субсидиях и кредитах для абитуриентов.
Другой вопрос: откуда у вуза появится возможность принять больше иногородних студентов, чем он брал, когда вступительные экзамены сдавали традиционным способом? Обычно институт может зачислить столько иногородних абитуриентов, сколько у него есть мест в общежитии, а рассчитывать на то, что с введением ЕГЭ мест в вузовских общежитиях волшебным образом станет больше, вряд ли стоит. Но при этом Валентин Шаулин рассуждает так: У человека всегда есть выбор: если ему не хватило места в общежитии, то он может сказать, что будет снимать комнату или квартиру. А чтобы студенты могли это делать, сейчас, по словам чиновника, вводятся прибавки к стипендии, разрабатываются социальные программы по поддержке студенчества. Существует, добавил он, и программа по увеличению количества мест в общежитиях, но это дело сиюминутно не решается.
Можно ли с помощью тестирования проверить глубину знаний школьника? По мнению педагогов-практиков, тестов для этого не хватает. Так, Владимир Миронов считает, что процентов 15 теста можно угадать, вообще ничего не зная. А ректор МГУ Виктор Садовничий заявляет, что истинно творческая личность и человек, умеющий быстро ставить плюсики и минусы, отвечая на сто вопросов теста, - совсем не одно и то же. Этого же мнения придерживаются ректоры многих центральных вузов, а также министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов.
При этом в МГУ соглашаются с чиновниками из Минобразования, что ЕГЭ может быть объективной формой проверки работы учителей. А то получается: сам учу, сам выдаю золотую или серебряную медаль, дающую льготы при поступлении в вуз. Но университет, как и многие другие столичные вузы, всегда настаивал на том, что ЕГЭ не может быть единственной формой проверки абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения, особенно в самые сильные вузы страны.
В ходе дискуссий между чиновниками Минобразования, Департамента образования Москвы и советом ректоров московских вузов было принято решение об изменении законодательства, озвученное еще Владимиром Филипповым, согласно которому помимо ЕГЭ будет еще более 100 способов поступления в вуз.
Если вчерашний школьник - талантливый оратор и говорить у него получается лучше, чем писать, то это на письменном тестировании никак не проявится. По ЕГЭ он может недобрать баллы, а значит, потом и не поступить в вуз на ту заветную специальность, в которой его природная склонность проявится самым ярким образом. Например, не набрать проходного балла по результатам ЕГЭ, чтобы выучиться на педагога, менеджера, дипломата или гида-переводчика. Поэтому, утверждают во многих московских вузах, на будущего студента надо смотреть во время экзамена, разговаривать с ним.
Кроме того, и это, по мнению специалистов, еще одна проблема ЕГЭ, - есть такие предметы из школьной программы, где без устной проверки вообще не обойтись. Например, сдавая историю и географию, абитуриент обязан продемонстрировать хорошее знание карты.
По материаллам Московская правда от №14.2004