Андрей Фурсенко: благополучие молодежи зависит от того, насколько она будет востребована
Опубликовано 07 ноября 2006Избыток выпускников высших учебных заведений гуманитарных специальностей и дефицит студентов специальностей технических (инженеров, проектировщиков, металлургов и т.д.), а также окончивших профессионально-технические средние учебные заведения может в ближайшие годы стать серьезной проблемой для экономики России. Об этом заявил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на встрече с бизнес-сообществом, состоявшейся на этой неделе в Липецке.
В рамках визита в Липецк министр встретился с представителями образовательной сферы и ответил на их вопросы, касающиеся приоритетного национального проекта "Образование" и ситуации в этой сфере в целом. Кроме того, министр посетил ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", который с 2005 года проводит программу подготовки кадров для своего предприятия, поддерживая как некоторые областные образовательные учреждения, так и реализуя программу обучения молодежи Липецкой области в ведущих технических вузах страны.
Проблема дефицита квалифицированных молодых кадров в сфере производства и промышленности и стала основной темой обсуждения на встрече Андрея Фурсенко с представителями бизнес-сообщества. Во встрече приняли участие представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), депутаты Государственной Думы, представители администрации и органов управления образованием Липецкой области.
В своем выступлении министр определил три проблемы российской системы образования, которые, по его мнению, являются определяющими. Первой объективной проблемой он считает проблему демографического спада. По его словам, в 1998 году в российских школах училось 22 млн человек, сегодня учится 15 млн человек, а в 2008-м будет учиться 13 млн. При этом число школьных учителей сократилось меньше чем на 10%, и в результате в системе образования нарастает внутреннее противоречие.
В то же время, по словам Андрея Фурсенко, неуклонно растет число студентов высших учебных заведений: сегодня 7 млн студентов обучается в высших учебных заведениях России. Это в 2,5 раза больше, чем в Советском Союзе. В настоящее время в стране, вместе с филиалами, 3200 университетов, тогда как в Советском Союзе было 600. "Факт остается фактом: у нас страна всеобщего высшего образования", - сказал министр, отметив, что при этом "качество образования во всех звеньях очень сильно упало".
Министр также напомнил о разнице между предъявляемыми к выпускникам требованиями и фактическим уровнем образования. В настоящее время эта проблема стоит еще жестче, потому что, по мнению министра, "мы живем в системе рыночной экономики, при которой благополучие ребенка, молодого человека или девушки, зависит от того, насколько он будет востребован".
Кроме того, Андрей Фурсенко отметил падение доверия к образовательной системе со стороны обучающихся. По большей части молодые люди идут в вузы не за знаниями, а за "бумажкой" - дипломом о высшем образовании, который должен теоретически распахнуть перед выпускником все двери. На практике это зачастую оказывается совершенно бесполезным из-за перекоса между теми профессиями, которые студенты получают, и теми специальностями, которые в настоящее время востребованы на российском рынке труда.
"У нас за последние 8 лет количество экономистов выросло в 7 раз, юристов - в 5", - сообщил министр и констатировал, что число выпускников по этим специальностям настолько превышает количество действительно необходимых на рынке труда, что ребятам будет очень трудно найти работу по профилю. Он также отметил и еще одно противоречие: из-за низкого качества образования, несмотря на избыток выпускников по определенным специальностям, очень трудно найти действительно хороших специалистов в данной области.
По словам Андрея Фурсенко, при перенасыщении рынка труда менеджерами, экономистами и юристами российская экономика, промышленность и производство уже сейчас ощущают серьезный недостаток специалистов технических профессий, выпускников как высших учебных заведений, так и средних специальных, квалифицированных рабочих, инженеров, металлургов и так далее. Как сообщил министр, в настоящее время атомная промышленность ощущает серьезный дефицит проектировщиков, и выпускник с дипломом проектировщика будет в этой сфере самым востребованным и самым высокооплачиваемым, за него работодатели будут бороться.
По мнению министра, ответственность и влияние на образование должны быть разделены не только между бизнесом и властью, но в этот процесс должно быть включено и общество. Оно должно играть всевозрастающую роль. Андрей Фурсенко призвал участников заседания вместе формировать социальный заказ - ориентировать молодежь на получение тех специальностей, которые действительно востребованы и при получении которых выпускник сможет сразу устроиться на хорошую работу.
Андрей Фурсенко напомнил о том, что существует абсолютно независимая ветвь профессиональной подготовки - это вневузовское образование. "Я считаю, что специалист, подготовленный в колледже, даже если формально не получает высшее образование, может быть вполне успешным человеком", - отметил министр. "Поэтому наша задача - формирование независимых направлений", - сказал он и напомнил об опыте других стран, в которых эта система очень сильно развита. Андрей Фурсенко привел в пример Германию, где люди получают хорошее вневузовское профессиональное образование, будучи при этом абсолютно уверенными, что станут нужными, уважаемыми и хорошо оплачиваемыми специалистами.
По мнению министра, на фоне демографического спада может сложиться такая ситуация, при которой всех выпускников школ, колледжей и средних специальных учебных заведений будут забирать вузы. Тем временем средний возраст рабочих кадров в России, о чем не раз говорили в рамках заседания представители бизнес-сообщества, неуклонно повышается, и это может привести в будущем к серьезному дефициту квалифицированных рабочих рук в российской промышленности.
Андрей Фурсенко также отметил, что необходимо перевести теоретическую подготовку студентов в более практичное русло и на последних курсах обеспечивать студентам практику на предприятиях, чтобы в тот момент, когда выпускник приходит на производство, его не приходилось доучивать, переучивать или учить с нуля той самой профессии, по которой он защитил диплом. "Мы должны гораздо теснее привязывать людей, получающих профессиональное образование, на втором этапе их обучения к корпорациям, к промышленности", - отметил Андрей Фурсенко, обращаясь к представителям бизнеса. Он сообщил, что в министерстве ведется работа над этим направлением, и акцентировал важность того, чтобы выработка учебных стандартов последней ступени велась вместе с представителями промышленности, экономики и бизнеса, "которые как раз и являются заказчиками, формируют внешний запрос на молодых специалистов".
Андрей Фурсенко сообщил, что в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в следующем году появится новое направление - государственная поддержка учреждений среднего и начального профессионального образования (СПО и НПО). По словам министра, учреждения будут отбираться по результатам конкурса, а поддержка им будет оказана на условиях софинансирования (50% средств - из федерального центра и 50% - из бюджета регионов или средства бизнеса). В 2007 году на реализацию этого направления предполагается потратить 1,8 млрд руб., поддержав не менее 60 учреждений НПО и СПО, но и не размывая при этом средства, распределяя бюджет таким образом, чтобы каждое из них получило не менее 50-60 млн. "С тем чтобы в течение года соответствующие учреждения получили достаточно качественного оборудования и имели бы возможность создать центр. Пусть для начала хотя бы один в регионе, на примере которого можно было бы понимать, как сегодня, в современных условиях, готовить квалифицированных рабочих"", - сказал он.
Министр образования и науки сообщил, что сегодня в стране существует 6 тыс. учреждений НПО и СПО и, для того чтобы средства были вложены с максимальной эффективностью, необходимо выделить экономически значимые сектора. Андрей Фурсенко предположил, что это могут быть и те направления, которые включены в нацпроекты (жилищное строительство, здравоохранение, агропромышленный комплекс), так и, возможно, какие-нибудь другие направления. Он призвал представителей бизнес-сообщества принять участие в определении "направления прорыва" в сфере профессионально-технического образования.
По итогам встречи Министр образования и науки отметил, что предложения бизнес-сообщества по приведению образовательной системы в соответствие с текущими требованиями были достаточно интересными. "Изменения в системе образовании в России абсолютно необходимы. Эта сфера должна соответствовать той стране, в которой мы живем. И первой, самой важной задачей, которую мы сегодня перед собой ставим, является задача, чтобы система образования стала открыта внешним запросам", - сказал Андрей Фурсенко. По его словам, "внешний запрос" - это экономика, промышленность и гражданские институты.
Как подчеркнул Андрей Фурсенко, "самый животрепещущий вопрос для России - это вопрос нашего будущего, связанный с нашим человеческим потенциалом".
По материалам сайта Rost.Ru