Вуз хочет больше свободы
Опубликовано 22 ноября 2006"Наше видение структуры государственного стандарта для вузов и его содержание несколько отличается от того, что хотелось бы видеть большинству наших коллег. Это, в первую очередь, связано с тем, что в стране сейчас насчитывается около 600 университетов. И госстандарт должен давать возможность реализации всех программ", - такими словами заместитель ректора Санкт-Петербургского Государственного университета Сергей Дементьев начал публичную презентацию своего вуза, что проходит в эти дни в городе на Неве. Руководство СПГУ, получившее от государства грант на 970 млн рублей (что составляет сумму примерно в 500 евро на каждого преподавателя и студента), рассказало своим коллегам и журналистам о том, как развивается проект в связи с поступлением дополнительного финансирования.
Руководитель инновационного проекта Сергей Дементьев предупредил, что "в ближайшие годы в сфере образования мы все еще будем говорить о макете, который, возможно, будет работать в перспективе". "Если в сегодняшний государственный стандарт заложен подход к студенту, который принято связывать со словами "знания, умения и навыки", которые выпускник вуза должен иметь на выходе, то, надеюсь, следующему поколению наших учеников удастся заложить новый подход, который будет определять словом "компетентность", - сказал заместитель ректора СПГУ по учебной работе.
Это, по словам г-на Дементьева, даст потенциальному работодателю возможность понять, какую должность может занимать выпущенный из вуза специалист, какой вид работы он может выполнять, определить возможность применения полученных им знаний, увидеть его место в структуре компании. Еще на стадии подготовки этого нового для системы образования макета руководство СПГУ встречалось с представителями бизнеса, чтобы определить их приоритеты и потребности. Но, оказалось, что многие представители бизнес-сообщества, как и работники вузов, не во всем готовы к новому повороту в системе образования. Так что сейчас "идет работа по взаимной "притирке" в режиме круглых столов, конференций, где все пока заканчивается вопросами, которые потенциальные работодатели задают работникам вузов, а те, в свою очередь, бизнесменам". То есть к глобальным реформам оказались не готовы ни профессиональные сообщества, ни университет.
Конкретизировал представление нового образовательного проекта Санкт-Петербургского университета директор Дирекции инновационных проектов Николай Тойвонен. Он рассказал, что в настоящее время СПГУ получен грант на проект, "нацеленный на создание инновационного пространства в классическом вузе". В проекте участвуют 16 из 19-ти факультетов, он затрагивает не только области, связанные с естественнонаучными или техническими вузовскими подразделениями, но и в не меньшей степени касается журналистики, социологии, психологии и философии. Об этой возможности было объявлено на всех факультетах, все заявки были приняты и вошли в грант.
По словам г-на Тойвонена "мы гордимся тем, что у нас нет провала ни по одному из проектов". Уверенность в этом его высказывании подтверждает работа собственной комиссии по проведению внутреннего мониторинга и аудита. В данное время университет занят формированием образовательной среды "от научения к изучению", когда, с одной стороны, преподаватель становится для студента старшим товарищем, а с другой - партнером по изучению, по поиску знаний. Что касается тактических целей, Дирекция инновационных проектов ее обозначает как "согласие частных инициатив с созданием системы, позволяющей внедрять в дальнейшем полученные знания не только на других факультетах, но и в различных институтах".
Что касается студентов, то настоящий инновационный проект позволяет находить новые возможности для обучения по индивидуальным программам, учитывая их уровень подготовки. Надо отметить, что подобные программы позволяют поднять престиж вуза. Примечательно, что именно сейчас стало возможным выдавать студентам Восточного факультета СПГУ и филфака МГУ двойных дипломов: один питерский - магистра культурологии и религиоведения, а второй московский - специалиста в области экономики и политологии.
Однако самым интересным оказался разговор о том, насколько качественно наше сегодняшнее образование и надо ли его менять. К этому разговору присоединились представители биолого-почвенного и физического факультетов. Заместитель ректора Сергей Дементьев заметил: "То, что наше образование одно из лучших в мире, пока подтверждается. Но надо ли его менять? С моей точки зрения надо, а у университета должна быть в этом смысле определенная свобода". "Лучшее или не лучшее, - рассуждали биологи и физики, - это, смотря с чем сравнивать. Если у нас лучшая система, надо определить, по каким критериям мы судим".
Действительно, наши выпускники хорошо смотрятся на западном рынке труда. Но это выпускники отнюдь не всех российских вузов. Более того, можно говорить и о том, что качество нашего образования зачастую подтверждают лишь выпускники некоторых программ отдельных университетов. Но тогда возникает вполне естественное сомнение, какие параметры являются наиболее точной характеристикой нашего образования. "Наша проблема состоит в том, что мы можем выпускать "поштучном очень хорошие экземпляры, но это ничего не говорит о том, можем ли мы изготавливать столь же качественные экземпляры в массовом количестве", - отметил один из выступающих.
При этом г-н Дементьев не скрывает, что интерес к ставшему модным в наших вузах Болонскому процессу у СПГУ весьма прагматичен, но "главное, что мы должны быть готовы к приходу на наш рынок труда иностранных инвесторов со вступлением страны в ВТО". Однако, как заметили представители естественнонаучных кафедр, не надо забывать, что «"Европа сегодня фактически является единым государством, и Болонский процесс - это в некотором смысле попытка решения внутригосударственной проблемы. У нас есть схожие проблемы, но о них, как и подходах к их решению, у нас практически не говорят".
Мария Свешникова. Страна.Ru