Итоги Интернет-конференции Министра образования и науки А.Фурсенко
Опубликовано 11 декабря 2006На прошлой неделе главный педагог страны в он-лайн-режиме на сайте "Комсомолки" общался с читателями. Часть ответов - самые важные - мы сегодня публикуем Нужно ли возвращаться к старой системе?
Ирина: - Андрей Александрович, что вам сделали российские школьники? Почему вы пытаетесь советское образование американизировать? Неужели вы думаете, что раньше в школах плохо учили?
- Я считаю, что сегодня в школах учат недостаточно хорошо. Насколько американизируется наше образование? Уверен, что этого не происходит. Мы скорее идем в другую сторону: пытаемся использовать наработки российских, советских учителей, которые, чего греха таить, еще 20 лет назад активно подавлялись. Обучение свободное, обучение не заучиванием, не зазубриванием, а через понимание того, что дается. Что же касается советской системы образования, то, какие бы у нас ни были ностальгические воспоминания о ней, ее, к сожалению, сегодня уже нет. Так же, как нет и советского общества. Мы должны оценивать то, что в первую очередь нужно нашим ученикам, и создавать принципиально новую систему образования, которая была бы востребована ими и могла бы быть примером для других стран.
Юрий Б.:
- Много лет преподаю математику в институте. С каждым годом знания поступающих все ниже. Полтора месяца трачу на то, чему раньше учили в школе. Грамотно писать никто не умеет. Может быть, стоит просто взять программу и учебники 60-х годов?
- Претензии к подготовке школьников справедливы. Это означает только одно - мы действительно должны заниматься модернизацией системы образования. Она начала ухудшаться не в 90-е годы. Проблемы начались раньше. И не стоит ссылаться на 60-е годы. Тогда принципиально другая была жизнь, другой требовался набор знаний. Тем, кто советует вернуться к 60-м годам, я предлагаю найти учебники тех лет и попытаться оценить. Можно ли жить в сегодняшнем обществе с теми знаниями, которые они давали? Точно нет! Например, тогда не было понятия информационных технологий. А сегодня этим пропитана вся наша жизнь. Нам нужно принципиально новое образование.
Где взять хороших педагогов?
Мария Атяшкина: - Государство много говорит об обучении, ориентированном на личность. И при этом требуют, чтобы в классах наполняемость была не меньше 25 человек. Как учитель может научить каждого в таких условиях, особенно в начальной школе?
- Сколько учеников должно быть в классе, определено Типовым положением об общеобразовательном учреждении, санитарными правилами и нормами. Такая наполняемость оптимальна с точки зрения врачей и педагогов. Однако, если есть финансовая возможность, можно преподавать и в классах, где учеников и 5, и 10.
Наполняемость классов - лишь одно из условий, необходимых для качественного образования. Слабый учитель не сможет дать качественное образование даже одному ученику. А толковый, владеющий современными образовательными технологиями сможет научить и класс в 25 человек. Так что проблема не только в этом, а прежде всего в уровне педагогов.
Ирина Владимировна: - Такого количества бюрократических бумаг школа еще не видала! Работать некогда, только пишем на каждую букву бумажку. Когда прекратится бумажный поток, связанный с нацпроектом "Образование"?
- Приказами министерства о порядке и критериях конкурсного отбора лучших учителей и инновационных школ утвержден перечень необходимых документов. Для лучших учителей - 5 документов: * копия диплома о профобразовании; * выписка из трудовой книжки; * копия тарификационного листа или выписки из приказа, подтверждающего объем учебной нагрузки в текущем учебном году; * ходатайство сообщества учителей-предметников муниципального и (или) регионального уровня; * аналитическая справка о деятельности учителя.
Для школ - 7 документов: * заявка органа самоуправления учреждения на участие в конкурсе; * копия правоустанавливающих документов; * программа развития учреждения; * проект сметы расходов, предусматриваемых программу развития учреждения; * справка, подтверждающая отсутствие нарушений образовательного и трудового законодательства; * справка, подтверждающая наличие необходимого оборудования для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; * справка, подтверждающая, что учреждение является методическим; ресурсным; опорным центром для других образовательных учреждений по одному или нескольким направлениям развития общего образования; пилотной, экспериментальной, инновационной или иной площадкой федерального, регионального или муниципального уровня; социокультурным центром для жителей микрорайона (села).
Я думаю, что проблема не в бумагах, а в том, что мы не умеем с ними работать. При получении любого гранта и в мире, и в России необходимо заполнить определенное количество бумаг. Зачем? В первую очередь, чтобы ты сам сформулировал программу действий, какие результаты ты собираешься получить. Директор лучшей школы года на недавнем награждении сказал, что, когда они проанализировали требования и поняли, о чем идет речь, то заполнение всех бумаг у них заняло три часа. Считаю, что заявка учителя школы на конкурс, на получение новой категории, на аттестацию - эти вещи очень полезны. Хотя, согласен, среди этих бумаг встречается много ненужных и формальных. И сегодня мы упрощаем систему подачи заявок в рамках нацпроекта.
Почему в школах не учат по единой программе?
Ольга: - Зачем нам нужно такое разнообразие школьных программ? Планируется ли переход на единую российскую программу?
- Учителя руководствуются едиными примерными программами по учебным предметам. На основе этих программ могут разрабатываться авторские, адаптированные и другие программы. Педагоги имеют право на выбор программы, методов обучения в соответствии со стандартами и примерными программами. Это позволяет учитывать особенности и потребности обучающихся, творчески подходить к учебному процессу. Что в этом плохого?
Галина Ивановна Гурьянова, Казань: - Английский язык стал языком международного общения. Как вы считаете, не должен ли английский язык в каждой школе России изучаться углубленно?
- В федеральном базисном учебном плане, утвержденном приказом министерства 9 марта 2004 года, увеличено общее количество учебных часов на изучение предмета "Иностранный язык" со 2-го класса по 9-й класс, в общем, на 6 часов, в 10 - 11-м классах - до 3 часов в неделю. Кроме того, за счет часов регионального (национального) компонента или компонента образовательного учреждения время на изучение английского языка по желанию учащихся и их родителей может быть еще увеличено.
Александр: - Придут ли молодые учителя в школу, чтобы реализовать ваши проекты? Господин министр, собираетесь ли вы выгонять из школы пенсионеров?
- Прием в школу и изгнание из школы это не функция министра. Школа -муниципальное учреждение. Я могу лишь изложить свою точку зрения. В школах должны работать учителя, которым интересно учить детей. Сколько им лет - не так уж и важно. Но объективно есть пожилые учителя, которые устали от работы. И основная причина, по которой они остаются в школах, это низкая пенсия.
Второе. Важно, чтобы в школу приходили новые учителя. Хотя бы потому, что в воспитательной работе молодые проще находят контакт с учениками. Проблема еще и в том, что во время нынешнего демографического спада не происходило уменьшения количества учителей пропорционально уменьшению количества учеников. Пожилые педагоги не заинтересованы, чтобы в школы приходили молодые. Мне жаловались выпускники педвузов, что их в школах не просто не ждут. В ряде регионов стараются привести молодого учителя в школу. При этом важно трудоустроить людей - и пожилых, вообще любых, кто хотел бы сменить свое место работы, но не знает, как это сделать.
- А как удержать молодого учителя в школе?
- Главное: дать ему возможность работать, получить классное руководство, не использовать его на подхвате. Второе - молодой учитель хотя бы в перспективе должен иметь возможность получить жилье. Существенна проблема зарплаты. В регионах есть гранты для молодых учителей в первый, второй, третий год работы.
- Максимка. Скажите, останутся ли льготы для медалистов при поступлении в вуз в 2007 году?
- Останутся.
По материалам сайта Минобрнауки РФ.