В Госдуме принят в первом чтении законопроект, допускающий бизнес к участию в образовании
Опубликовано 15 декабря 2006В Госдуме принят в первом чтении законопроект, допускающий бизнес к участию в образовании. Пока что бизнесмены будут выявлять кадровые потребности рынка труда и информировать государство о его состоянии. В дальнейшем, считает Дмитрий Медведев, государство должно уменьшить свою ответственность за заказ на профкадры.
В среду Госдума подавляющим большинством голосов приняла в первом чтении поправки к законам, легализующие участие работодателей в подготовке специалистов. Для начала объединения работодателей получат право вести среднесрочное прогнозирование и мониторинг потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, а затем – делиться результатами исследований с федеральными органами власти.
По мнению разработчиков законопроекта, предложенные меры давно назрели и перезрели: экономика задыхается от нехватки профессионально обученных кадров.
А система образования выпускает "в никуда" миллионы ненужных специалистов.
По данным исследований, проведенных Госуниверситетом – Высшей школой экономики, до 50% российских работников трудятся не по специальности. А порядка 38% принятых на работу выпускников вузов сразу же нуждаются в переобучении, свидетельствуют результаты исследований "Левада-центра" 2006 года.
По словам зампреда думского комитета по труду и социальной политике Олега Еремеева, "характерной чертой современной российской системы высшего образования является то, что конечные результаты образовательной деятельности вузов, а именно – подготовка специалистов, слабо увязаны с требованиями работодателей, перспективами социально-экономического развития". "По формальным признакам, в России самая высокообразованная рабочая сила. Вместе с тем переизбыток выпускников вузов, уровень и качество подготовки которых не устраивает работодателя, налицо уже сегодня, – рассказал Еремеев. – Они не способны составить костяк современных инженеров и менеджеров, которые могли бы грамотно выстроить процесс управления высокотехнологичным производством".
Главная же и наиболее часто предъявляемая претензия работодателей, по словам зампреда думского комитета (и по совместительству председателя Координационного совета объединений работодателей России), – "излишняя теоретичность профессиональной подготовки" и оторванность знаний, получаемых студентами в вузе, от практики. Большое значение для работодателей имеют и адаптационные возможности выпускников – их обучаемость, личные качества.
Бизнесмены часто сетуют, что выпускники вузов не нацелены на профессиональный и карьерный рост, не готовы к работе в команде, не обладают системным мышлением, не умеют преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде.
Принятие закона, надеется Олег Еремеев, решит все эти проблемы: государство "улучшит положение дел с планированием процесса подготовки кадров", система образования начнет готовить "действительно необходимых на рынке труда специалистов", а работодатели "повысят свою заинтересованность в подготовке кадрового потенциала". Пока что предполагается, что представители бизнеса займутся выявлением потребностей на рынке труда. В дальнейшем, не исключено, что бизнес будет вникать и в процесс обучения, особенно в профтехучилищах и техникумах.
Тем не менее, в наступление идиллии с принятием закона верят не все депутаты. По мнению первого зампреда думского комитета по образованию Олега Смолина, "сама по себе идея участия бизнеса в рынке труда хороша, хотя и не нова". Однако, "прежде чем ждать от нее отдачи, необходимо четко определиться с экономической стратегией развития России, чего нет до сих пор", подчеркнул он "Газете.Ru".
Другой зампред того же комитета Алексей Чернышов заявил "Газете.Ru", что для построения эффективной системы подготовки кадров в масштабах страны "необходима единая государственная стратегия". "В рамках региона производство нужных профессиональных кадров возможно. Однако для свободной трудовой миграции по стране, как это происходит, скажем, в США, необходима единая федеральная служба занятости. А ее у нас ликвидировали", – говорит Чернышов.
При этом Минобрнауки, считает депутат, ни в коем случае не должно устраняться от мониторинга подготовки специалистов, переложив его на плечи бизнеса. Именно федеральные отрасли власти, по его мнению, должны с помощью независимых экспертов составлять "сквозные" прогнозы – по отраслям экономики и по регионам.
Однако государство считает по-другому.
Как заявил в среду первый вице-премьер Дмитрий Медведев, все регионы должны формировать "краевой заказ на подготовку профессиональных кадров". "Это исключительно важная вещь. По идее, она должна быть в каждом субъекте федерации", – цитирует "Интерфакс" выступление первого вице-премьера в Красноярске. Пока, чтобы помочь регионам, "федерация взяла на себя не свойственную ей функцию по финансированию процесса подготовки кадров", – отметил он. Однако в дальнейшем, заявил Медведев, регионы совместно с бизнесом будут самостоятельно решать кадровые проблемы. В особенности это касается средних профессиональных технических училищ, которые полностью должны перейти под патронаж региональных властей, отметил он.
Марина Лемуткина.